© Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб», 2009-2021
111395, г. Москва, ул. Юности, 5
Тел.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: nauka@mosgu.ru
Главная ПубликацииСтатьи"Последний дюйм" Чарли Бишопа

"Последний дюйм" Чарли Бишопа

«ПОСЛЕДНИЙ ДЮЙМ» ЧАРЛИ БИШОПА[1]

Мэлор Стуруа, собкор «МК», Миннеаполис
 
То, что произошло 11 сентября прошлого года в Нью-Йорке и Вашингтоне, известно всему миру, даже племени пигмеев в Африке и племени людоедов в джунглях Амазонки. О том, что произошло 5 января нового года, не знают не только пигмеи и людоеды, но и мно­гие американцы.
Вечером 5 января пятнадцатилетний мальчишка Чарли Бишоп из Палм-Харбора, штат Флорида, ученик средней школы «Ист-Лэйк», пришел на летные занятия на международном аэродроме города Сент-Питерсберга. Мальчики его возраста летают исключительно с инструкторами, но имеют право самостоятельно проверять машину перед полетом. Так оно произошло и на этот раз. Чарли залез в одно­моторный самолет, четырехместный «Ceccнa-172R», но вместо про­верки на земле поднял его в воздух.
На аэродроме начался переполох. Вертолет береговой охраны, барражировавший над аэродромом (мера безопасности, введенная после теракта 11 сентября), немедленно направился в сторону «Сесс-ны». Пилот вертолета, отчаянно жестикулируя, требовал от Чарли, чтобы он вернулся на аэродром. Но мальчик не отреагировал на это, как и на попытки с земли связаться с ним по радио.
Затем «Сессна» взяла курс на военно-воздушную базу Макдил и залетела в запретную зону. На перехват спортивного самолета были подняты два истребителя «Ф-15» с другой базы ВВС в Хомстеде, близ Майами. Но истребители опоздали. Бишоп повернул «Сессну» в сто­рону даунтауна города Тампа на берегах реки Хиллсборо, где выст­роились небоскребы банков, и врезался в 28-й этаж одного из них — «Бэнк оф Америка». Самолет разбился, юный пилот погиб. Время полета «Сессны» заняло не больше 9-12 минут.
Что же сообщили на следующий день правоохранительные орга­ны и массмедиа? Все, что я рассказал выше, за исключением исто­рии о залете «Сессны» в запретную зону над базой ВВС в Макдиле, где, «между прочим», находится штаб-квартира Центрального коман­дования США, откуда ведется руководство военными действиями в Афганистане. Не было сообщено и о поднятии по тревоге истреби­телей «Ф-15». Не менее странными были и комментарии к этому ин­циденту. Газета «Нью-Йорк таймс», например, писала: «Хотя это стол­кновение с небоскребом выглядит миниатюрным повторением атаки 11 сентября на Всемирный торговый центр, официальные правительственные лица заявили, что они не верят, что имел место акт терро­ризма».
Была выдвинута версия, что неопытный мальчик-пилот захотел пролететь между двумя небоскребами, но не совладал с машиной и врезался в один из них. Соответственно, дело было поручено Наци­ональному совету по безопасности на транспорте, который рассле­дует несчастные случаи, а не террористические акции. В коммента­риях СМИ говорилось о том, что необходимо более ответственно от­носиться к безопасности полетов частных аэропланов и не допус­кать мальчишек к их самостоятельной проверке. Сама информация о катастрофе «Сессны» давалась в подборке других авиакатастроф, имевших место в тот же день — 5 января.
И уж совсем удивительной — скорее чудовищной — была реакция на этот инцидент со стороны Ассоциации владельцев и пилотов час­тных самолетов. Ее представитель, некий Уоррен Морнингстар, зая­вил: «Этот инцидент несчастливо и трагически продемонстрировал то, о чем мы говорили и прежде: наши самолеты не в состоянии при­чинять существенный ущерб». Дело в том, что после 11 сентября правительство запретило полеты частных и зафрахтованных само­летов (их именуют «General aviation») в тех зонах, где расположены военные объекты. Этот запрет, естественно, пришелся не по вкусу ассоциации, и она стала требовать его отмены.
«Сессна», врезавшаяся в небоскреб «Бэнк оф Америка», дей­ствительно никого не убила. Здание было пустым, ибо столкновение произошло в субботу вечером. Не произошло и пожара. «Сессна-172R» образца 2000 года весит всего 2400 фунтов, то есть столько, сколько небольшой автомобиль. В ее баках было лишь 40 галлонов горючего. К тому же горючее находилось под крыльями самолета, которые отвалились в момент столкновения...
Наступило 7 января — понедельник, день тяжелый, — и история катастрофы «Сессны» неожиданно приобрела совершенно иной оборот. В кармане пятнадцатилетнего Чарли Бишопа была обнару­жена записка, краткая, от руки. (Ее текст пока держится в секрете.) Согласно объяснению шефа полиции Бонни Холдер, Бишоп в своем предсмертном письме выразил симпатии бен Ладену и террористам. Он писал, что действует в одиночку и что не связан ни с какими тер­рористическими организациями. Не говорилось в предсмертной за­писке и о том, что Бишопом была заранее облюбована какая-нибудь цель — будь то «Бэнк оф Америка» или база ВВС Макдил.
После этого замалчивать катастрофу и преуменьшать ее значе­ние стало уже невозможным, хотя шеф Холдер заявил, что «моло­дой человек Чарльз Бишоп имел мало друзей и был одиноким. Судя
по его действиям, он был психически весьма неуравновешенным». Но само по себе такое заявление не объясняет, почему Чарли Бишоп симпатизировал именно Усаме бен Ладену. И власти вынуждены при­знать это. Более того, опросы школьных товарищей и соседей Бишо­па дают совсем иную картину, чем та, что была нарисована шефом полиции. Чарли жил в Палм-Харборе к северу от Сент-Питерсберга в семье, которая состояла из него, его матери Джулии и бабушки Ка-рен. Чарли был отличником в школе, получал за это награды, любил учебу и ходил в любимчиках у учителей. Он увлекался журналисти­кой и авиацией. По словам соседей Бишопов, Чарли был «типичным подростком — катался на велосипеде, имел двух собак, помогал дру­гим в садоводстве, был вежливым, обладал хорошей речью и мог убедительно выражать свои чувства»...
Относится ли это к предсмертной записке Чарли Бишопа? Вы­ражает ли она убедительно и красноречиво чувства типичного аме­риканского подростка?.. Пока что мы этого не знаем. Но мы знаем нечто другое: типичный американский молодой человек Джон Уокер встал под знамена бен Ладена, а типичный американский мальчик Чарльз Бишоп отдал свою жизнь за него. Никакие победные реляции с афганского фронта не могут перечеркнуть это поражение амери­канского образа жизни, который американское оружие не только за­щищает, но и разрушает.
Массмедиа пытаются сейчас увести свою аудиторию от этих не­приятных проблем. В отношении Уокера идет бесконечное обсуж­дение того, как судить его — военным трибуналом или обычным су­дом? Считать его предателем или молокососом, которого бес попу­тал? Стрелял ли он в своих или нет? Достоин он смертной казни или пожизненного заключения? В отношении Бишопа упор делается на его психическую неустойчивость и на необходимость усилить меры безопасности, в частности, разнообразить ключи от спортивных са­молетов.
Нет спору, все эти вопросы весьма важны, но они далеко не клю­чевые. Ключи к образу мыслей уокеров и бишопов куда важнее стан­дартизированных ключей от «Сессны». Почему эти ребята, подобно хохлу из светловской «Гренады», поднимают руку на родину, чтобы «афганскую землю афганцам отдать»? Почему для них Усама бен Ладен не террорист, а герой?..
Фюзеляж «CeccHbi-172R» целую ночь провисел над небоскре­бом «Бэнк оф Америка» в даунтауне Тампы. Только на следующий день рабочие втянули его в здание стальным кабелем.
«Сессну» сняли. Вопросы остаются...
 

 

Этот материал распространялся среди членов РИК в период подготовки заседания 7.

 


[1] Московский комсомолец. 2002 год. 9 февраля.
Мэлор Стуруа