© Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб», 2009-2021 111395, г. Москва, ул. Юности, 5 Тел.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: nauka@mosgu.ru |
«В России уже существует и набирает силу новый правящий класс, который ныне вряд ли можно определить только одним словом "капиталистический", то есть класс богатых и сверхбогатых людей. Столь однозначное понимание устарело. Ныне правящий класс — явление гораздо более сложное. Да, конечно, как и прежде, в капиталистическом обществе (как его ни назови: постиндустриальное, информационное и т. д.) доминирует элита богатства, но в условиях демократии возросло значение элиты политической и общественной власти, элиты СМИ, элиты знаний. Власть денег как таковых стала гораздо более ограниченной. В современном обществе бал правит не только "золотой телец". Власть рассредоточилась и по другим социальным слоям, которые уже никак не могут обойтись друг без друга в управлении обществом, если они озабочены, чтобы это управление осуществлялось лучшим образом, рассчитывают на устойчивое развитие и сохранение своей власти. При таком подходе (а он отвечает и интересам самого общества) возникает проблема наследования богатств и власти от поколения к поколению этих правящих элит и, следовательно, проблема воспитания и обучения наследников внутри каждой из этих элит. Одним словом, воспроизводство правящего класса через систему элитарного образования — среднего и высшего».
Полностью с публикацией Игоря Михайловича Ильинского можно ознакомиться здесь.
«…XXI век Россия встретила с надеждами на преодоление кризиса 1990-х годов, утверждение в экономике рыночных отношений, политическую стабильность, повышение благосостояния народа. В области высшего образования ожидалось завершение структурной реформы, сокращение разрыва между подготовкой специалистов и запросами рынка труда, вхождение в европейское и мировое образовательное пространство. Вузовской системе предстояло справиться с вызовами времени и новыми рисками и возможностями, с хаосом, который характеризовал общество в целом и систему образования в частности. Из проблем высшего образования, порожденных коренными социальными переменами 1990-х годов, оставались нерешенными в масштабах всей страны и каждого вуза финансовые, кадровые, организационно-правовые. Из новых возможностей наиболее значимой было формирование в соответствии с нормами Закона РФ "Об образовании" (1992) негосударственной подсистемы высшего образования: если на начало 1993/94 учебного года в РФ было 78 негосударственных вузов и в них обучалось 69,9 тыс. человек, то в 2001/02 учебном году действовали 387 вузов, в которых получали образование 629,5 тыс. человек. В новом веке рост числа негосударственных вузов продолжился…»
Полностью с публикацией Валерия Андреевича Лукова можно ознакомиться здесь.