© Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб», 2009-2021 111395, г. Москва, ул. Юности, 5 Тел.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: nauka@mosgu.ru |
О. А. Кудина
студентка 3 курса философского факультета
(специальность — политология)
Киевского национального университета имени Т. Шевченко
Информационное общество как условие гражданского общества
XXI век — новая ступень развития современной цивилизации и новые приоритеты общества. Использование интеллекта и информации как главного фактора социального развития создало новую модель постиндустриального общества — экономику знаний, направленную на массовое использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и рост значения человеческого капитала. Главным приоритетом общества стал сам человек и его интересы как высшая либеральная ценность. Результатом становится возрождение понятия «гражданское общество» как совокупности независимых индивидов, носителей частных интересов, которые реализуют и защищают посредством системы социальных институтов.
Создание гражданского общества признано мировым сообществом как один из главных критериев демократичности государства. Демократизация политических систем общества, его социальных институтов стала возможной благодаря техническому прогрессу и развития сферы информационных услуг. Эра информации создала необходимые условия для демократических преобразований в мире. Можно с уверенностью констатировать, что информация правит миром. Это уже очевидность и поэтому считаю, что важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является его глобальная информатизация. Взаимосвязь данных процессов прослеживается в нескольких основных моментах.
Во-первых, создание информационного общества повышает уровень включенности людей в политическую систему, а, следовательно, улучшает ее эффективность. Органы власти, широко используя ИКТ для надлежащего информирования граждан о своей деятельности, тем самим получают оценку своих действий и могут направлять их на удовлетворение общих интересов. Новые технологии фактически делают общество более открытым и прозрачным.
Во-вторых, с появлением у граждан понимания ответственности государственного, частного и общественного секторов за решение тех или иных проблем пришло и осознание феномена «активной гражданственности» как коллективной формы контроля над решением проблем, представляющих важность для всех. Результат такого социального контроля зависит от точности необходимой информации и оперативности ее передачи, а, следовательно, требует внедрения ИКТ во все сферы жизни общества и массового их освоения.
Взаимосвязь концепций гражданского и информационного общества четко прослеживается при изучении Окинавской хартии глобального информационного общества. В данном документе среди основных задач задекларировано формирование политического обеспечения — «поддержка политического консультирования с тем, чтобы способствовать проведению направленной на создание конкуренции, гибкой и учитывающей социальные аспекты политики»[1], а также активное использование ИТ в государственном секторе. Концепция «информационного общества» предусматривает механизмы повышения уровня доступности власти для всех граждан. Автоматизация государственных услуг, создание «электронного правительства» — все это направлено на демократизацию отношений «гражданин — государство». В связи с этим идея «прямой демократии» становится более реалистичной и осуществимой. Электронное правительство может сыграть роль промежуточного звена между гражданским обществом и государственной политикой. Уже сейчас во многих странах Запада на местном уровне муниципальные органы поддерживают дебаты, дискуссионные форумы и голосование в Интернете, и это помогает местным органам в принятии решений.
Гражданское общество — это не только верховенство закона, легитимность государственной власти и обеспечение конституционных прав человека. Безусловно, «фундаментальные права должны рассматриваться в качестве организующего принципа современного гражданского общества»[2], его следует рассматривать в политическом измерении. Но это также целая совокупность выработанных социальных взаимосвязей, разного рода ассоциаций и горизонтальных коммуникаций, что «конституируют публичную сферу и сферу ассоциаций как сферы позитивной свободы»,[3] реализации демократических и либеральных принципов.
Публичная сфера является отражением социального пространства, а в современных условиях инновационной активности в области ИКТ есть смысл говорить о создаваемом электронными массмедиа виртуальном социальном пространстве. Публичная сфера, согласно Хабермасу, есть неформальная сеть для обмена информацией и точками зрения. Информационная инфраструктура в передовых странах мира развивается весьма динамично, поэтому индивиды общаются и получают информацию в большинстве своем виртуально. Именно на уровне виртуального социального пространства происходит формирование общественного мнения, усваиваются ценности и приоритеты современной эпохи. Публичная сфера в гражданском обществе, впитывая в себя результаты общественных дискуссий, существует на принципах открытости и равенства сторон коммуникации и на совместно разработанных и общепринятых критериях и стандартах. Происходит укрепление универсального плюралистического характера общественной жизни. В данном случае очевидным есть то, что воплощение в жизнь концепции «информационного общества» становится определяющим фактором в развитии публичной сферы социума.
Проект просвещенной публичной сферы, который разрабатывал в своих трудах Хабермас, является актуальным в сегодняшней гонке за демократическим идеалом и созданием социально активного гражданства. Общество должно использовать механизм коллективных переговоров в ходе принятия решений, наполняя, таким образом, смысловым содержанием публичную сферу. В противном случае политические партии и другие масштабные организации будут вытеснять «рациональный критический дискурс»,[4] с помощью разного рода манипулятивных технологий, чтобы добиться формального согласия масс с решениями, принятыми на уровне государства и больших корпораций. По сути, уровень развития публичной сферы определяет характер социальных взаимоотношений, их демократичность или же напротив иерархичность и закрытость как дань предыдущим эпохам.
Нельзя не принимать во внимание также, что построение информационного общества является важным условием формирования понятия «общественной солидарности» — одной из основных демократических ценностей, что способствует организованному участию индивидов в реализации общих интересов, а также решения проблем путем компромисса. Гражданское общество основывается именно на таком характере социальных взаимоотношений.
Не стоит, и забывать о роли свободной прессы как основного инструмента обеспечения общества информацией и выражения разнообразных взглядов. Приоритетным для развития гражданского общества являются открытые коммуникации, не директивно сформированное общественное мнение, а главное — свободная личность. Процесс массовой информатизации, активных инвестиций в образование, обеспечение равного доступа к информации — все это обусловливает реализацию вышеперечисленных приоритетов. Применение ИКТ в политической, экономической, социальной и духовной жизни общества способствует появлению новых сегментов рынка, в которых личность может реализовать свой потенциал. Информационное общество создает условия для всестороннего развития личности, а понятие ее «самоценности» одно из исходных в понимании концепции гражданского общества.
Таким образом, глобальная информационная инфраструктура создает систему социальных отношений нового типа с современными формами самоорганизации и самоконституирования, обеспечивает условия для эффективного сотрудничества государства и гражданского общества. Массовые коммуникации отвечают требованиям динамичной социальной среды. Их развитие сопутствует процессам модернизации различных сфер жизни. Информационное пространство наполняется новыми ценностями, человек становится не средством социальных изменений, а их целью. В своей книге «Вера и знание» Ю. Хабермас говорит, что когда мы узнаем что-то новое о мире и о нас самих, то содержание нашего самопонимания меняется. Когда человек развиваясь, познает окружающую среду и себя самого, представления о его месте и роли в обществе меняются, он мыслит себя уже как его опора, способная воссоздать его жизненные идеалы. В данном случае создание информационного общества меняет сознание людей, ориентируя их гражданскую деятельность на построения общества свободных индивидов, способных влиять на политику страны, реализовывать себя в любой выбранной сфере, принимать независимые самостоятельные решения по вопросам общественной значимости на основе толерантности и компромиссности. Именно в этом смысле можно утверждать, что новые формы коммуникации формируют новую общественность. Информационное общество меняет позицию личности в системе социальных взаимосвязей на активную, созидательную, без чего гражданское общество существовать не может.
[1] Окинавская Хартия глобального информационного общества. URL: http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html (дата обращения: 04.12.2009).
[2] Коэн Дж., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003. С. 585.
[3] Там же. С. 572.
[4] Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма. URL: http://znl.boom.ru/bibl/Hbrms.htm (дата обращения: 04.12.2009).