© Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб», 2009-2021 111395, г. Москва, ул. Юности, 5 Тел.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: nauka@mosgu.ru |
И. В. Собко
студентка 4 курса философского факультета
(отделение — политология)
Киевского национального университета им. Тараса Шевченко
Социальный капитал — особый принцип гражданского общества
Сегодня настало то время, когда материальные блага все же играют второстепенную роль в жизни общества, а приоритетное значение имеет сфера информации. Современная информационная эра диктует нам четкие условия существования, без осознания которых адекватное развитие общества в целом (общества как нации) станет просто невозможным. Среди этих условий одну из высших ступеней занимает становление и качественное функционирование именно гражданского общества и социального капитала как его основы.
В условиях интеграции гражданского общества в информационную среду, актуальным является изучение его теоретических и прикладных аспектов, что также обусловлено очевидным ростом роли граждан и их добровольных ассоциаций в различных сферах жизнедеятельности человеческого сообщества.
Уже достаточно долго в работах ученых прошлого и современности разрабатывается тема гражданского общества, что дает возможность, всесторонне рассматривать и анализировать его сущность, все более конкретно и достоверно делать выводы. Но также еще много проблем исследования идеи гражданского общества, на уровне элементов и принципов, не нашли своего решения и остаются эвристически востребованными, как например, концепция «социального капитала».
Что же являет собой социальный капитал и каково его место в системе гражданского общества?
Впервые сам термин «социальный капитал» употребил Л. Дж. Ханифан в 1916 году, в дискуссиях по деревенским школам для описи важнейших обстоятельств, которые влияют на повседневную жизнь каждого и, исходя из этого, необходимо воспитывать волю, братские чувства, взаимную симпатию, вырабатывать умение налаживать социальные взаимоотношения и коммуникацию среди людей, как социальной единицы. Но в научное пространство категория «социальный капитал» вошла лишь благодаря роботам П. Бурдье, Дж. Коулмена, Р. Патнама, во второй половине ХХ века. Среди мировых научных деятелей значительный вклад в развитие дефиниции «социальный капитал» сделал также Ф. Фукуяма.
Концепция социального капитала как тема исследования, пока является новой и еще недостаточно изученной в современных научных кругах. Вследствие этого, мы наблюдаем отсутствие единого понимания и определения самой категории «социальный капитал». Ученые по-разному трактуют данное понятие, среди основных подходов можно назвать такие:
1) определение социального капитала как условия формирования и функционирования гражданского общества;
2) отождествление гражданского общества и социального капитала;
3) понимание социального капитала как составляющей гражданского общества;
4) рассмотрение социального капитала как инфраструктуры и содержания автономных социальных отношений[1].
Сами же идеологи социального капитала весьма доступно и обосновано определяют данный концепт. Так П. Бурдье заявляет, что социальный капитал есть совокупностью явных и потенциальных ресурсов, которые предусматривают наличие системы институциональных отношений взаимного распознавания или признания. По мнению Дж. Коулмена, социальный капитал — это ресурсы социальных отношений, их сети, которые облегчают действия индивидов благодаря формированию взаимного доверия, определению взаимных обязательств и ожиданий, формулированию и установлению социальных норм, образованию ассоциаций. Важно, что ученый принимает во внимание значение информации для социального капитала. Дж. Коулмен делает акцент на роли социального капитала в формировании человеческого капитала. Он утверждает, что человеческий капитал состоит из знаний, навыков, а также в способности людей составлять друг с другом некую общность[2]. По словам Р. Патнама, «гражданское общество характеризуется активной и ориентированной на общественные цели позицией граждан, эгалитарными политическими отношениями и основанными на доверии и сотрудничестве общественными отношениями». Все это в совокупности ученый называет «социальным капиталом». Граждане, одержав социальный капитал благодаря участию в организациях гражданского общества, в дальнейшем могут использовать его для укрепления демократических принципов в управлении государством. Р. Патнам проводил длительные исследования в Италии, которые подтвердили, что сеть местных добровольных организаций образует социальный капитал — гражданские ценности, навыки и знания, — нужные для консолидации демократии. «Люди, заинтересованы в демократии, ее консолидации и эффективности, должны прежде всего содействовать формированию гражданского общества. Мы поддерживаем тех, кто выступает за трансформацию местных структур и реформы на местном уровне с целью образования социального капитала, а не только лишь за общегосударственные инициативы, поскольку именно так можно добиться эффективного функционирования демократии»[3]. Ф. Фукуяма дает такое определение: социальный капитал — это общепринятые нормы и ценности, практикуемые определенной группой людей и позволяющие им сотрудничать; это определенный потенциал общества или его части, возникающий как результат наличия доверия между его членами. Социальный капитал является неформальной практикой разума.[4]
Концепция социального капитала также вошла в круг интересов таких научных деятелей, как Р. Бурт, Х. Блумквист, А. Портес, А. Селигман, М. Лок, Т. Броун, А. Пасси, Д. Стол, М. Сисайнен и др.
На сегодняшний день можно говорить и о значительном количестве публикаций украинских ученых в сфере изучения социального капитала гражданского общества. Особого внимания заслуживают: А. Колодий, А. Багнюк, А. Бова, Е. Гугнин, В. Чепак, О. Киреева, М. Лесечко, А. Чемерис, Ю. Савко, О. Сидорчук, В. Степаненко и др.
С развитием научных исследований понятие «социальный капитал» приобретает все большую смысловую нагрузку. Можно проследить связь социального капитала с гражданским обществом. Например, профессор А. Колодий утверждает, что гражданское общество ассоциируется с ценностями доверия, рассудительности и толерантности, поэтому его члены с доверием относятся к своим коллегам по деятельности, к другим людям и общественным институтам, признают право других граждан на собственное мнение, его озвучивание и защиту. В рамках структур гражданского общества формируется гражданская добропорядочность и гражданская позиция, которые выражаются в понятии социального капитала. Важным заключением следует определить то, что социальный капитал является признаком зрелости и эффективности гражданского общества, а также тем его основным продуктом, который обеспечивает влияние гражданского общества на другие сферы общественной жизни[5].
В контексте гражданского общества, также следует обратить внимание на компоненты, из которых состоит концепция социального капитала, А. Колодий подает такие из них:
По мнению Р. Патнама таких компонентов три:
Ю. Савко выделяет следующие три важнейших структурных компонента:
А. Бова обозначил такие составляющие социального капитала:
Исходя из сказанного, истинными компонентами социального капитала (по мнению автора данной публикации) можно назвать:
Итак, социальный капитал — это связи, нормы и доверие.
Стоит обратить внимание, что в условиях тотального господства информационной отрасли, необходимым условием функционирования гражданского общества есть достойное утверждение каждого человека. Подобное утверждение осуществляется благодаря высокому уровню социального, интеллектуального, психологического развития личности, общего доверия, внутренней свободы, способности включатся в тот или иной институт — и все эти константы находят свое отображение в концепции социального капитала.
Под социальным капиталом следует понимать кадрово-профессиональные и духовно-ценностные приобретения нации, наличие творческого и предпринимательского потенциала, культурный уровень в целом.
По сути, социальный капитал — особый принцип, ключевой элемент гражданского общества и, безусловно, оптимизирует его формирование и существование. Хоть сегодня некоторые ученые критикуют и отрицают эмпирическую ценность социального капитала, неопровержимым является факт, что высокий уровень социального капитала — это движущая сила здорового гражданского общества.
Концепция «социального капитала» крайне важна для каждой страны мира, особенно, если рассматривать ее с точки зрения морально-духовного, политического и социально-экономического потенциала гражданского общества в эпоху глобальной информатизации.
[1] Савко Ю. Громадянське суспільство, соціальний капітал і політична участь [Электронный ресурс] // Вісник Львівського університету. Серія: філософські науки. 2002. Вип. 4. 352 с. URL:: http://www.franko.lviv.ua/faculty/Phil/Visnyk/Visnyk4/Politologija/Savko.htm (дата обращения: 23.11.2009).
[2] Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2006. С. 26.
[3] Савко Ю. Указ. соч.
[4] Фукуяма Ф. Указ. соч. С. 7–9, 52.
[5] Колодій А. Сутність громадянського суспільства і механізми його впливу на політику. Доповідь на заключній регіональній конференції проекту «Чемпіони громадянського суспільства». Львів, 8 лютого 2003 р.
[6] Там же.
[7] Патнам Р., Нанетті Р.Творення демократії. Традиції громадянської активності в сучасній Італії. К. : Основи. 2001. — 300 с.
[8] Савко Ю. Указ. соч.
[9] Бова А. Соціальний капітал в Україні: досвід емпіричного // Економічний часопис ХХІ. 2003. № 5. С. 9.