© Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб», 2009-2021 111395, г. Москва, ул. Юности, 5 Тел.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: nauka@mosgu.ru |
Е. А. Шаповалова
магистр административного менеджмента,
руководитель Студенческой
социальной службы НТУУ «КПИ»
Высшее образование как преферентный фактор
формирования гражданского общества
Говоря о формировании гражданского общества, необходимо учитывать инновационные особенности и разновидности изменений культурного пространства, ориентируясь на новый образ культуры ХХІ столетия. В формировании новой культурной картины мира, как панорамном структурированном представлении человека о его взаимодействии с окружающим миром, определяющее место отводится становлению новой парадигмы образования. Динамика современного культурного пространства заставляет выделять высшего образование не только как область социально-культурной сферы, а как процесс, который создает наиболее благоприятные возможности для адаптации человека в условиях гражданского общества, его инкультурации — усвоение основных технологий, образцов и стереотипов культурных смыслов быстротечной исторической реальности. Поэтому сегодня значительно актуализируется исследование роли высшего образования в контексте гражданского общества, в формате которого сегодня рассматривается общество устойчивого развития. Это круг проблем становится объектом научных поисков междисциплинарного уровня, ему посвящают свои работы представители как разных сфер гуманитаристики: философии, педагогики, культурологии, психологии (В. П. Андрущенко, Б. С. Гершунський, С. Н. Дорогань, М. И. Романенко, О. И. Фурман), так и выдающиеся деятели естественных и технических наук, реформаторы системы образования (М. З. Згуровский, А. Д. Гвишиани, М. В. Поляков, В. С. Савчук). Общеизвестно, что классические модели гражданского общества представлены в работах Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, И. Канта, Г. Ф. Гегеля, К. Маркса. В современном научном дискурсе понимание этого феномена разрабатываются в работах В. Баркова, О. Киселева, А. Колодия, Дж. Патрика, С. Циреля. Понятие «гражданское общество» в гуманитаристике рассматривается в нескольких аспектах, в частности как сфера свободы индивидов, или как общественная организация, которая защищает права человека.
Уникальная миссия образования состоит в трансляции социального опыта, объединении достижений прошлого и будущего, сохранении и передаче потомкам культурной традиции и, вместе с тем, генерации и продуцировании инновационных идей, методик, технологий, основным механизмом осуществления, которых должны стать инновационные образовательные стратегии, которые должны обеспечить объединение фундаментальных достижений отечественной философии образования и эффективных мировых просвещенских тенденций, которые формируют учебные и воспитательные практики настоящего. Эта проблема особенно актуализируется сегодня, как в среде высших учебных заведений, так и на государственном уровне.
Украинское общество, как и большинство стран современного мира находится в состоянии глобального экономического, политического, социального кризиса и одним из эффективных путей ее преодоления есть актуализация разработки стратегий развития инновационных технологий в науке и образовании на пути формирования гражданского обществ. Поскольку в европейском обществе из античных времен, культивировалась ценность образования, которое эксплицировалась, и как свобода самореализации личности, и значительно шире, как квинтэссенция культуры народа, его внутренний потенциал, способность к самосохранению и дальнейшему прогрессированию. Культурно-образовательные ценности, отмечает Б. С. Гершунский, «становятся ментальными и имеют повышенную стойкость и инерционность и противодействуют насильническим деформациям и форсированным революционно-реформаторским преобразованиям, допуская лишь эволюционный путь любых существенных и, тем более, необратимых изменений»[1].
Проблемы формирования гражданского общества и соответствующего реформирования и модернизации высшего образования в Украине, конечно не ограничиваются усовершенствованием ведущих направлений образовательной практики, а выступают многоэтапной программой разносторонние векторы реализации, которой тесно переплетаются с решением широкого круга социальных задач, которые возникают перед украинским обществом. Концепцию этой программы конструктивно изложили украинские ученые В. Андрущенко и С. Дорогань, которые предложили синергетическое осмысление следующих мировоззренческих ориентиров: «переосмысление исторических событий; признание того, что современный мир есть противоречивым и много в чем непознанным; определение того, что экономика, политика и культура есть взаимовлияющими факторами, которые определяют социальное бытие; признание общемировой тенденции цивилизационного развития ( рыночные отношения, демократизация общества, формирование открытого гражданского общества, свобода мысли и слова); признание того, что Украина является зоной «границы» миров, где пересекаются силовые линии глобализма и антиглобализма, интересов Запада (прежде всего США) и Востока (Россия); осознание того, что согласие или недоразумение между элитами будет определять согласие и ассимиляцию в мощное и системно уравновешенное объединение, или же конфликт с некоторым из них, или даже со всеми; осознание и проведение у жизнь собственных национальных интересов»[2]. Очерченные учеными сферы и тенденции раскрывают динамику культуротворческих процессов украинского общества и обнаруживают принципы формирования современной культурной картины мира, доминирующей составной которой есть образование, разработка ее новых стратегий обеспечит возможность постоянного развития открытого гражданского общества.
В стране, которая находиться на пути поиска вектора развития, и налаживает новую систему внутригосударственных и внешнегосударственных отношений естественно возникают вопросы: каким должен быть в идеальном и реальном плане гражданин такого государства, какие необходимы средства, чтобы разница между идеальной и реальной моделями гражданина были минимальны, какие необходимо создать экономические, политические, социокультурные и социальные общественные условия, чтобы не было антагонизма между государством и личностью.
Глобальные процессы демократизации абсолютно всех сфер социального бытия стали своеобразной реакцией на исторические вызовы новой ситуации, сложившейся в ХХ веке, основой которой стал беспрецедентное развитие постиндустриального общества и гуманитарных технологий. Социальным запросом постиндустриального общества выступают соответствующая новым потребностям форма политической организации, которая бы смогла обеспечить условия для раскрытия творческий креативных возможностей личности и потенциалу инновационных гуманитарных технологий, что в свою очередь возможно исключительно в условиях гражданского общества.
Основой демократического порядка является человек, который способен раскрыть его потенциал, для которого демократия является естественной средой удовлетворения личных и общественных интересов. Именно при демократии расцветает гражданское общество — сфера самовыявления свободных индивидов и их добровольно сформированных ассоциаций, для которой присущий горизонтальные, не санкционированные государством связи между гражданами, которые имеют в самом деле коллективный характер. Современная демократия требует от личности не только политической активности, а и осознание ею собственной роли и значение в жизни общества, а также действия в соответствии с собственными убеждениями и ценностями.
В Украине уже продолжительное время происходят противоречивые и сложные трансформационные процессы в экономике, политике и сфере национального самосознания. В процессе демократизации наша страна преодолела определенный отрезок пути и находится на этапе становления политических институтов демократии. Тем не менее конституционное закрепление основных институтов и принципов демократии — лишь один из шагов на пути демократизации. Украине крайне необходимая консолидация демократии, т. е. становление и воспроизведение демократической политической практики, моделей и образцов поведения, характерных для демократической политической культуры, дальнейшее формирование и усовершенствования разнообразных демократических структур, привыкание людей к жизни в условиях демократии.
Важными этапами на пути украинского общества к демократической консолидации является воспитания толерантности, уважения к правам человека, умение преодолевать стереотипы, идти на компромисс. Необходимо, чтобы граждане знали свои права и обязанности, были уверенные, что могут влиять на изменения в обществе, придерживались закона, мыслили критически и не зависимо.
Гражданское образование — это требование времени, поэтому развитие и усовершенствование его системы является актуальной задачам для всех демократических стран.
Развитие гражданского общества нуждается в общей реализации функций государства и функций основных учреждений гражданского общества, в первую очередь, на региональному уровне, где интересы государства и нужды общественности в сфере образования пересекаются ежедневно. Образовательная задача гражданского общества — обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных интересов и нужд — необходимо институционально закрепить. Недостаточно разработанной в отечественной науке по государственному управлению является проблема оценки функционирования системы управления образованием со стороны общества.
Развитие гражданского общества — не является автоматическим процессом. Весомая роль в его создании и дальнейшем становлении принадлежит образованию, благодаря которому индивид имеет возможность получить знание, выработать соответствующие умения и привычки, наличие которых призвана обеспечить надлежащий порядок расширения и углубление взаимодействия между людьми.
Таким образом, человек, личность, гражданин является основой развития гражданского общества. Но для этого она должна быть просвещенной, культурной. В этом контексте образование, как сфера социокультурной практики, приобретает особую значимость. Ведь будущих граждан надо готовить к полноценной деятельности в таком обществе, учить, воспитывать.
Система образования должна готовить личность, которая не только умеет жить в гражданском обществе и правовом государстве, а и создавать их, конструировать, проектировать и моделировать креативные модели будущего. Ведь лишь свободный и просвещенный человек, который ощущает, что ее уважают, может быть полезной в условиях интеллектуализации любого вида трудовой, профессиональной деятельности.
Если человек должен быть не только просвещенным, а и свободным, образование должно оказывать содействие созданию такого общественного отношения, при котором люди могут выступать как свободные личности, готовые к реализации функций субъектов таких отношений, уважают друг друга, признают право друг друга на собственную мысль, способны принимать решение относительно своего и общественного развития, умеют занимать позиции и принимать решение. Именно образование владеет значительными потенциями в этом аспекте, ответственностью за его эффективную реализацию, которая поднимает ее в центр осмысления и перспектив украинского общества. Образование — основной фактор обеспечения «культурного сдвига» — неотъемлемой предпосылки обновления всех сфер жизнедеятельности в Украине.
Образование и общество неделимы. И вместе с тем, именно система образования, реагируя на эти общественные и цивилизационные проблемы, будучи чувствительной к ним, способная и обязана взыскивать существенное влияние на развитие те или других тенденций в обществе, поддерживать или, наоборот, тормозить их, находить свои специфические возможности решения глобальных или локальных социальных проблем, предупреждать нежелательное развитие событий.
[1] Гершунский Б. С. Философия образования для ХХI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / РАН ; Институт теории образования и педагогики. М. : Совершенство, 1998. — 608 с.
[2] Андрущенко В., Дорогань С. Світоглядна культура сучасного вчителя: проблеми формування // «Вища освіта України». 2002. № 3. С. 5–13.