© Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб», 2009-2021
111395, г. Москва, ул. Юности, 5
Тел.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: nauka@mosgu.ru
Главная Студенческий интеллектуальный клубМатериалы Международной молодёжной научной конференции «Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации»Русский интеллектуальный клуб | Цой С. Г. Применение поощрительных норм к осужденным как способ формирования гражданского общества

Цой С. Г. Применение поощрительных норм к осужденным как способ формирования гражданского общества

С. Г. Цой

аспирант Московского государственного университета
приборостроения и информатики

Применение поощрительных норм к осужденным
как способ формирования гражданского общества

Гражданское общество — это совокупность отношений между людьми, являющимися гражданами, в сфере экономики, культуры и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства.

Существование человечества возможно лишь в условиях стабильности и порядка. Создается порядок в процессе непрерывной деятельности, предполагающей наличие психологической активности. Которая была бы включена в его поведение. В результате этого внутренняя психическая жизнь человека получает внешне выраженную форму бытия[1].

Граждане обязуются соблюдать законы, вести себя в рамках дозволенного, в которое включено такое понятие, как «Правопослушное поведение».

Термин «правопослушное поведение», закрепленный уголовно-исправительным законодательством, ранее рассматривался учеными как правомерное или законопослушное поведение[2].

В современной юридической литературе в общем плане преобладает понимание правопослушного поведения как совпадающего с требованиями права, не противоречащего нормам права, не запрещенного правом[3].

Осужденные как отдельная категория граждан имеют право пользоваться неполным объемом предоставленных прав и тоже время обязуются выполнять дополнительные обязанности. Их социальное положение отличается от других категорий граждан. Но говорить о том, что они не входят в гражданское общество, мы не можем.

Поощрительные нормы, как метод формирование у осужденных правопослушного поведения, являются стимулирующими. Их социальная значимость заключается не только в вышеуказанной задаче, но и в возвращении осужденного полноценным гражданином, а значит, данные нормы учувствуют в формировании гражданского общества.

Что же такое поощрение? Поощрение — это вознаграждение, награда[4]. Следовательно, «Меры поощрения» — это нормы, направленные на вознаграждение или награду, а в данном случае, за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду. По мнению А. Н. Грушина и Е. В. Середы «установленные поощрения — это специальные меры, призванные стимулировать улучшение поведения осужденного, и применяться они должны дифференцированно, в зависимости от поведения осужденного, его отношения к труду, степени исправления в целом[5].

Поощрительные нормы как система обособленных юридических норм, носящих регулятивный характер, направленных на формирование позитивно-стимулирующих механизмов социально активного правомерного поведения и содержащих предписания о мерах поощрения за его совершение[6].

Практика применения мер поощрения имеет многовековую историю. Уже в памятнике феодальной Руси «Русской правде», позднее в «Судебнике» Ивана VI 1497 г. упоминалось о такой форме поощрения, как предоставление личной свободы бежавшим из плена холопам. В Соборном Уложении 1649 г. предусматривалось как поощрение передача земель в вотчину за розыск бесхозных вод, земель и пр., а также освобождение от холопства ратных людей в награду за службу[7].

Если обратиться к действующему уголовно-исправительному законодательству мы можем подчеркнуть для себя следующие моменты:

Согласно п. 2 ст. 43 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), цель наказания — это «наказание в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений[8].

Для исполнения поставленных целей в соответствии со ст. 57 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, применяются меры поощрения. Основную цель, которую преследует исполнение данных мер, — это достижение исправления осужденных.

Применяются следующие меры поощрения:

«1. благодарность;

2. разрешение на проведение за пределами исправительного центра выходных и праздничных дней;

3. разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы исправительного центра;

4. денежная премия;

5. досрочное снятие ранее наложенного взыскания или разрешения на телефонный разговор.

6. Осужденные в установленном законом порядке могут быть представлены к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания»[9].

Гущина Нина Адамовна в своей работе говорит о том, что «поощрительные нормы права как акты государства специальными обеспечительными средствами достижения желаемого результата. Применением позитивных санкций осуществляется перевод свободы в социально-правовую активность, инициативу субъекта, что является непременным условием формирования свободного гражданского общества. Посредством применения позитивных санкций осуществляется субъективного права, при этом не приводится в движение государственный механизм, опирающийся на принуждение»[10].

Данное высказывание является ярким подтверждением того факта, что поощрительные меры участвуют в формировании гражданского общества.

Как известно, любой осужденный — это лицо, опасное для общества по причине своего незаконопослушного поведения, следствием которого является совершение им противоправного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Следовательно, к способу исправления осужденного, прежде всего, необходимо отнести стимулирование у него правопослушного поведения, которое целесообразно проводить на уровне таких форм направленности личности как влечение, желание и стремление.

Применение поощрительных мер к заключенным — это прежде всего стимулирование. Стимул является таким воздействием на человека, которое, откуда бы оно ни исходило и какой характер оно не носило, оказывает влияние на его активность. Если использовать аристотелевскую классификацию причин, то материальной причиной человеческой активности является сам человек, тогда как стимул воплощает в себе одновременно движущую, формальную и целевую причины[11].

Стимул — это источник человеческих побуждений, некая сила, в той или иной мере заставляющая человека распределять свою энергию[12].

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод:

Поощрительные нормы, применяемые к осужденным, целями которых является:

  • симулирование правопослушного поведения;
  • возвращение осужденных к нормальной социальной жизни в гражданском обществе;
  • участвуют в процессе формирования гражданского общества.

Следует отметить, что действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство также нацелено на исправления осужденного, что подтверждается п. 2 ст. 43 Уголовного кодекса РФ (УК РФ). Применение поощрительных норм осуществляется переводом свободы в социально-правовую активность, инициативу субъекта, что является непременным условием формирования свободного гражданского общества.

 


[1] Гущина Н. А. Поощрение в праве: теоретико-правовое исследование. Автореф. на соиск. уч. степени д.ю.н. Калининград, 2004. С. 10.

[2] Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. / Под. ред. П. Г. Мищенкова. М., 1997. С. 30.

[3] Лазарев В. В. Правомерное поведение как объект юридического исследования. // Советское государство и право. 1976. № 10. С. 30.

[4] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

[5] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. № 5. С. 44.

[6] Гущина Н. А. Указ. соч. С. 15.

[7] Там же. С. 13.

[8] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2008 года), ст. 43.

[9] Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 года № 1-ФЗ (ред. от 22.12.2008 года), ст. 57, 71.

[10] Гущина Н. А. Указ. соч. С. 22.

[11] Кузьмин М. А. Стимулирование правопослушного поведения заключенных в исправительно-трудовых лагерях посредством реализации поощрительных норм (1930–1956 гг.). Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. М., 1998. С. 18.

[12] Хохряков Г. Ф. Парадоксы тюрьмы (проблемы, дискуссии, предложения). М., 1991, С. 55.