Образование влипло в историю

Учебников по отечественной истории сегодня не пишет только ленивый

В федеральном перечне школьных изданий на 2007/08 учебный год, утвержденном Министерством образования и науки РФ, по этому предмету содержится аж 86 наименований. И это только те, что получили гриф “разрешено” или “допущено”. А сколько книг осталось “негрифованными”! Но они тоже попадают в школу. Как же учителю выбрать подходящий учебник истории? Какие требования предъявляются к нему?

Директор Института всеобщей истории РАН академик Александр ЧУБАРЬЯН:

— Когда мы проводили экспертизу школьных учебников истории, то смотрели прежде всего на концептуальные вещи. Конечно, автор имеет право на свою точку зрения, но базовые понятия должны быть одинаковыми и понятными для всех. Нельзя написать “свою” историю Отечества. Это во-первых. Во-вторых, книга должна быть современной. К сожалению, в большинстве школьных пособий нет новых подходов, это все еще учебники политической и экономической истории. В них мало человека, его повседневной жизни. Частная жизнь, женщины в истории вообще практически не представлены. Еще один существенный пробел — культура. Она показана в основном как история искусства плюс набор известных фамилий. А надо, по-моему, давать ее не изолированно, а как часть общественной жизни.

Другая проблема — общее прошлое республик СССР. Истории Украины, Белоруссии, Кавказа показаны, как правило, в рамках истории Российской империи или Советского Союза. Армянские коллеги, например, недавно выразили такую претензию: почему некоторые российские пособия начинаются с Урарту? Это первое государство на территории бывшего СССР, и им раньше открывались все советские учебники истории. Но к современной России оно уже не имеет никакого отношения! Или вот украинцы обижаются на то, что в наших пособиях нет ни одного гетмана, кроме Богдана Хмельницкого. То же самое происходит и с историей Средней Азии.

— В учебниках по ХХ веку зачастую не дается целостного представления о таких сложных событиях, как Октябрьская революция или Гражданская война. Там говорится: “с одной стороны”, “с другой стороны…”

— Это очень сложный вопрос, и он затрагивает не только события ХХ века. В современных учебниках по XIX столетию почти ничего нет о русском освободительном движении. Все петрашевцы, народовольцы, анархисты и прочие как будто вылетели из них. Понятно почему — проще не писать об этих товарищах вообще, чем давать им какую-то оценку. Но это необходимо исправить. Другое неоднозначное явление — изображение Николая II и его семьи. Раньше императора и его окружение показывали только со знаком “минус”, теперь — только со знаком “плюс”. Получилась какая-то идиллическая картина жизни царской семьи, вызывающая слезы умиления. Это же явный перегиб! Что же касается Гражданской войны, то мы не пропустили учебники, в которых выражалась явная симпатия к одной из сторон. В целом события 1917—1920 годов отражены в них правильно — как национальная трагедия. Это характерно для любой революции и гражданской войны. Скажем, во время Великой французской революции был якобинский террор, во время которого уничтожили цвет нации, и никуда о этого не денешься. Для меня лично Октябрьская революция — победа крайне радикального крыла российской социал-демократии. Это факт, который существует и который необходимо отразить, нравится он или нет.Такие вещи следует не отвергать, а объяснять. И сейчас в школьных пособиях происходит восстановление исторической истины.

Но в целом история ХХ века, на мой взгляд, еще очень политизирована.

Комментарий:

Игорь Михайлович ИЛЬИНСКИЙ, доктор философских наук, кандидат исторических наук, ректор МосГУ, автор многих научных трудов, в том числе по истории:

— Я обеспокоен тем, как преподаются в школе “человекообразующие” дисциплины, прежде всего, история, которые влияют на формирование сознания человека, его миропонимание. Обучаясь, школьники должны получать достоверные исторические знания, не искаженные, не извращенные с позиций политики существующей власти. Власть всегда переделывает историю под свои интересы: “Политика — это история, опрокинутая в прошлое”. Вот так и нынешнее государство опрокинуло нашу недавнюю историю. Реальный социализм, как система, существовал. Только с 1917 до 1941 года, ценой огромных потерь, но была создана мощнейшая индустрия, сильная армия, система образования, соцзащиты. Безграмотная, лапотная страна превратилась в самую читающую в мире. Мы далеко шагнули. И это только за первые 24 года.

Усилиями нынешних “историков”, многое изуродовано даже из того, что не подлежит сомнению. Например, Великая Отечественная война. Доходит до того, что многие школьники, поступающие в наш вуз, не всегда знают, кто победил в этой войне. Им известны такие имена, как Эйзенхауэр и Монтгомери, но они не знают, кто такой маршал Жуков. И молодые люди живут вот с таким грубо усеченным сознанием. О планировавшейся Черчиллем третьей мировой войне вместе с США под кодовым названием “Немыслимое” нам надо тоже бы знать и давать этому факту оценку. Я уж не говорю о “холодной” войне, которая велась несколько десятилетий против нашей страны и, по сути дела, ведется поныне.

История, как никакой другой предмет, призвана связать прошлое и настоящее. Дать объективную картину. Что мы видим сейчас? Идет сплошная дегероизация. Перезахоронение Деникина, Колчака. Имена героев белого движения выводятся на первый план. Зачем? Ведь это была общенациональная трагедия, в которой и та, и другая сторона была по-своему права и виновата. Но были же Чапаев и Щорс, Стаханов и Ангелина, Матросов и Космодемьянская, Гагарин и десятки других героев советской эпохи. Многое из прошлого вообще подается в черных красках: “Ленин – сифилитик, Сталин – параноик”. Это не только уничтожение личностей, это умаление, уничижение истории. А если уничтожена история, то не будет уважения и к нынешним деятелям, и к нынешнему государству.

Есть же конкретные документы, где описываются истинные события, на которые и должна опираться история. Ибо только такая история действительно учит.

 

http://www.ilinskiy.ru/

Ильинский Игорь Михайлович


 
Новости
20.02.2021
В издательстве «Социум» Московского гуманитарного университета вышло в свет четырехтомное издание «Русский интеллектуальный клуб: стенограммы заседаний и другие материалы», подготовленное под научной редакцией ректора МосГУ доктора философских наук, профессора И. М. Ильинского.
10.07.2020
В издательстве МосГУ вышел 10-й юбилейный сборник стенограмм заседаний Русского интеллектуального клуба. Научным редактором сборника выступил президент клуба, ректор Московского гуманитарного университета доктор философских наук, профессор И. М. Ильинский. Ответственным редактором стал доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Вал. А. Луков.
25.10.2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «Поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
20.10.2017
17 октября 2017 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством члена Президиума Союза писателей России, лауреата литературных премий Бориса Николаевича Тарасова. Подведены итоги конкурса, который в 2017 г. проводился в номинации «поэзия». 24 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета состоится торжественная церемония, на которой Председатель Попечительского совета Бунинской премии, член Союза писателей России, ректор университета профессор Игорь Михайлович Ильинский вместе с членами Жюри вручит заслуженные премии новым лауреатам.