Развитие логического мышления школьников на уроках русского языка.

 

 
Развитие логического мышления школьников
 на уроках русского языка
 
Гетманова А.Д.,
Д.ф.н., профессор ОУК философии
 
 
Знание основных законов правильного мышления (закона тождества, закона непротиворечия, закона исключенного третьего, закона достаточного основания) и следование им необходимо в любой интеллектуальной и физической деятельности. Эти законы и формы правильного мышления лежат в основе абстрактного мышления всех людей: живущих в различные исторические эпохи, людей различных возрастов, профессий, наций, рас, вероисповеданий и др. Поэтому они имеют общечеловеческий характер, и выполнение их должно стать обязательным.
Логическое мышление не является врожденной способностью.
Существуют, по крайней мере, два пути его формирования: 1) через преподавание логики в качестве отдельного предмета в школе или вузе; 2) через введение основных знаний по логике в процессе преподавания уроков русского языка, математики, иностранных языков и др. (в начальной и средней школе). В педагогических колледжах и вузах для обучения логике существуют эти же 2 пути: введение отдельного предмета «Логика» или через преподавание учебных дисциплин, и в первую очередь, русского языка, так как мышление и язык неразрывны.
М.В. Ломоносов о значении логики говорил, что для познания и правильного поведения необходим природный рассудок, подкрепленный «логикою, которая после грамматики есть первая предводительница ко всем наукам» (Ломоносов М.В., с.126). Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что логика должна стоять в преддверии всех наук и научить ребенка логически мыслить – первая задача обучения в младших классах. Особый раздел «Детского мира» составляют его знаменитые «Первые уроки логики», которые являются педагогическим выводом из данной концепции К.Д. Ушинского. Другой наш выдающийся педагог, В.А. Сухомлинский, ярко, эмоционально рассказывает о своей «Школе радости», где проходят «уроки мышления» в лесу, у речки, в поле.
Высказывания выдающихся русских ученых и педагогов показывают актуальную необходимость развития логической культуры мышления как составной части духовно-нравственного воспитания личности. Оно должно формироваться с раннего возраста, начиная с начальных классов.
Попытаемся кратко показать некоторые аспекты связи русского языка с логикой.
Тема «Понятие». Дается определение понятия и его выражение в русском языке.
Понятие – форма абстрактного мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Так, понятие «река Волга», «Черное море», «Московский метрополитен» отражают единичные (отдельные) предметы. Это – примеры единичных понятий. Понятия «учащийся», «станция Московского метрополитена», «сказуемое», «числительное», «лев» отражают классы однородных предметов (класс учащихся, класс числительных, класс львов). В каждый из этих классов входит много предметов, это – примеры общих понятий.
Понятия в языке (в т.ч. русском) выражаются с помощью либо одного слова («стол», «стихотворение»), либо словосочетаний, т.е. групп слов («стихийное бедствие», «сказка А.С. Пушкина»). Понятия в логике записываются в единственном числе, именительном падеже. Нет двух понятий (слон и слоны), есть понятие «слон». Всякое понятие имеет содержание (т.е. совокупность существенных признаков) и объем.

Объемом понятия называют множество предметов, которые мыслятся в понятии. Например, под объемом понятия «лев» подразумевается множество всех львов, которые существуют сейчас, существовали в прошлом и будут существовать в будущем. Множество состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. Одно множество может полностью входить в другое множество (это отношение вида и рода). Отношения нескольких понятий можно изображать в виде кругов («круги Эйлера»).

Логические знания о понятиях присутствуют на всех уроках русского языка, начиная с младших классов. Учащимся начальных классов не просто даются готовые определения понятий, а под руководством учителя они сознательно формируются. На примере формирования грамматических понятий у младших школьников проанализируем этот сложный, многогранный аспект обучения. Мы воспользуемся интересным опытом, отраженным в работе М.Р. Львова.
«Согласно программе в I–III классах, – пишет М.Р. Львов, – школьники должны усвоить более ста языковых понятий, среди них грамматические: «предложение», «главный член предложения», «подлежащее», «сказуемое», «второстепенный член предложения», «слово», «корень», «суффикс», «приставка», «окончание»,...; понятия из области фонетики: «слог», «звук», «ударение», «согласный звук», ... и др.; из области графики: «буква», «алфавит», «строчная буква», «заглавная буква» и др.; из орфографии: «правописание», «правило правописания», «проверочное слово» и др.; из лексикологии: «близкие по смыслу слова», «противоположные по смыслу слова», «переносный смысл» и др.; из теории речи: «сочинение», «рассказ», «текст», «тема», «план» и др. Большинство из этих понятий уже в начальных классах достигают более или менее высокой степени сформированности» (Львов М.Р.: 1981, с. 23-27).
Трудная задача стоит перед учениками – усвоить за три первые года обучения более ста новых понятий, сложных, требующих кропотливой мыслительной деятельности. В указанной работе привлекает методический подход, состоящий в рассмотрении понятия не как готового, уже ставшего, т.е. не в статике, а в динамике, показ его в развитии, в обогащении новыми существенными признаками и функциями. Производство бруса.
В теме «Понятие» кроме раздела «Определения понятий» очень важным является материал на деление понятий. Если нарушаются эти правила, то часто возникают логические ошибки, которые человек не замечает, если он не знает логики. Например, ошибки в определении понятий: «Мировоззрение учащегося – система его взглядов на окружающий его мир», «Регенерация – процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела» (широкое определение: пропущено слово «естественный»). Ошибки в делении понятий: «треугольники делятся на прямоугольные, тупоугольные, остроугольные, равносторонние, подобные» (смешение оснований деления).
Тема «Суждение» в логике имеет важное значение. Многие учащиеся, не изучавшие логику, не могут отличить понятие от суждения и умозаключения. На вопрос: «Какая форма мышления отражена в следующем словосочетании: «Самая северная в мире атомная электростанция»? Многие отвечают: суждение или умозаключение, меньшинство или никто не говорит, что это – понятие (единичное). Истинное суждение будет выражено в повествовательном предложении: «Самая северная в мире атомная электростанция находится на Кольском полуострове».
После того как дается определение, что такое «понятие» и что такое «суждение», учащиеся начинают их отличать (сначала, стоящие отдельно от текста, затем – в связном тексте, например, в стихотворении А.С. Пушкина).
Суждение – форма абстрактного мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают истинными или ложными (в двузначной логике) или неопределенными (например, в трехзначных логиках), о чем писал еще Аристотель: «Высказывания: «завтра необходимо будет морское сражение» и «завтра морское сражение необходимо не будет» сегодня не истинны и не ложны, но оба неопределенны» (Аристотель: 1978, с.102). В школах и вузах изучается двузначная, классическая традиционная формальная логика, основоположником которой и является Аристотель.
Суждение и предложение. Понятия в языке выражаются одним словом или группой слов. Суждения выражаются в виде повествовательных предложений, которые содержат сообщение, какую-то информацию. Например: «Светит яркое солнце», «Ни один кашалот не является рыбой». По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные.
Вопросительные предложения не содержат в своем составе суждения, так как в них ничего не утверждается и не отрицается и они не истинны и не ложны. Например: «Когда ты начнешь отладку программы?» или «Могут ли компьютеры думать?». Если в предложении выражен риторический вопрос, - например: "Кто не хочет счастья?", "Кто из вас не любил?" или "Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?" (В.Шекспир), то в нем содержится суждение, так как налицо утверждение, уверенность, что «Все хотят счастья» или «Все люди любят» и т.п.
Побудительные предложения выражают побуждения собеседника (читателя или других людей) к совершению действия, высказывают совет, просьбу, приказ и т.д. Побудительные предложения не содержат суждения, хотя в них что-то утверждается («Следите за здоровьем») или отрицается («Не разводите костры в лесу», «Иди не на каток, а в школу!»). Но предложения, в которых сформулированы воинские команды и приказы, призывы или лозунги, выражают суждения, но модальные. Например: «Берегите мир!», «Приготовьтесь к старту!», «Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы» (А.С.Пушкин). Воспитанники А.С.Макаренко поместили в колонии призыв «Не пищать!», т.е. призыв не ныть, не падать духом в трудные периоды жизни. Эти предложения выражают суждения, но суждения модальные, включающие в себя модальные слова.
         Модальные суждения включают в свой состав модальные операторы, выраженные словами: возможно, необходимо, запрещается, доказано и др. В современной логике императивы и команды рассматриваются в разделе неклассической (модальной) логики.
Как отмечает А.И.Уемов, выражают суждения и такие побудительные предложения: «Берегите мир!», «Не кури!», «Выполняй взятые на себя обязательства!». «Перед любым приемом пищи ешьте салат из сырых овощей или сырые фрукты» и «Не вредите себе перееданием» – эти советы (призывы) знаменитого американского ученого Поля Брэгга, взятые из его книги «Чудо голодания», являются суждениями. Является суждением и призыв: «Люди мира! Соединим усилия в решении общечеловеческих, глобальных проблем!». Однако ряд логиков считает, что никакие побудительные предложения не содержат суждения, так как якобы не содержат утверждения или отрицания и не являются ни истинными, ни ложными.
Односоставные безличные предложения (например: «Знобит», «Подморозило»), назывные предложения (например: «Утро», «Осень») и некоторые виды повествовательных предложений (например: «Он – знаменитый хоккеист», «Атлантический океан находится от нас далеко») являются суждениями лишь при рассмотрении их в контексте и уточнении: «Кто – он?», «От кого – нас?». Если этого уточнения не сделано, то нельзя установить, является ли данное суждение истинным или ложным. Проблема, посвященная логическим основаниям русского языка, многогранна и актуальна, но еще недостаточно изучена и разработана. Можно было бы рассмотреть и иные аспекты этого научного направления, например: принцип классификации в русском языке; выражение в русском языке различных видов умозаключений (дедуктивных, индуктивных и по аналогии, отметим, что их более 30); семантические категории логики и их представление в русском языке. Можно подробнее рассмотреть такие важные разделы логики, как «определение понятий» и «деление понятий» и их применение в процессе обучения русскому языку, а также показать типы логических ошибок, возникающих в текстах русского языка, если правила нарушаются.
Рассмотреть использование в текстах приемов, заменяющих определение понятий (описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение и различение); проанализировать различные способы отрицания простых и сложных суждений и предложений; изучить основные законы (принципы) правильного мышления и их использование в преподавании русского языка и литературы; обратить внимание на логические ошибки: «подмена понятия» и «подмена тезиса». В теме «Умозаключение» показать примеры дилемм, возникающих в сказках и др. детской литературе, русских пословицах; рассмотреть использование аналогий и метафор в преподавании русского языка и литературы; дать логическую структуру вопросов и ответов, в т.ч. виды вопросов; показать функции языка и речи, их сходства и различия и многое другое.
 
Литература:
1.     Аристотель. Об истолковании // Соч.: в 4-х т. М., 1978. Т.2.
2.     Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников, ч. I. М., 1998; ч. II. М., 2006. Задачник по занимательной логике для школьников. М., 2006.
3.     Ломоносов М.В. Полное собр. соч. Т. VII.
4.     Львов М.Р. Формирование грамматических понятий у младших школьников. // Начальная школа. 1981, № 11.
5.     Уемов А.И. Истина и пути ее познания. М., 1975. С. 42-43.
Гетманова А. Д.


 
Новости
25.10.2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «Поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
20.10.2017
17 октября 2017 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством члена Президиума Союза писателей России, лауреата литературных премий Бориса Николаевича Тарасова. Подведены итоги конкурса, который в 2017 г. проводился в номинации «поэзия». 24 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета состоится торжественная церемония, на которой Председатель Попечительского совета Бунинской премии, член Союза писателей России, ректор университета профессор Игорь Михайлович Ильинский вместе с членами Жюри вручит заслуженные премии новым лауреатам.
30.09.2017
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список».
04.08.2017
27 июля 2017 г. состоялось заседание Попечительского совета Бунинской премии, на котором был утвержден «длинный список» литературных произведений, поступивших на конкурс. В этом году Бунинская премия будет вручена за лучшие произведения в области поэзии и поэтического перевода. Попечительский совет поручил Оргкомитету конкурса обеспечить проведение первичной и вторичной экспертизы присланных работ.