Духовно-нравственный потенциал уроков русского языка

Духовно-нравственный потенциал уроков русского языка

 
 Константинова Н.Ю.,
Учитель русского языка и литературы,
обладатель гранта 2007 г.
в области образования (г. Владимир)
 
     
       Учителя-словесники в первую очередь должны преодолеть очень трудный внутренний профессиональный барьер и перейти от работы с правилами грамматики к работе со словом, и тогда разница в написании слов не будет формальной, ее не нужно будет зазубривать, не понимая, в чем тут дело.
        Одной из основных задач учителя русского языка и литературы, с нашей точки зрения, становится разработка методов и приемов работы со словом - таких методов и приемов, которые помогли бы учащимся осознать природу слова. И здесь мы наблюдаем взаимосвязанный закон – воспитание ответственного отношения к слову ведет к воспитанию ответственного отношения к самому себе, а значит и к другим людям.
           Попробуем доказать это на конкретном примере.
           Вспомним тот раздел русского языка, который называется«Морфемика и словообразование». Конечно же, изучение морфем слова начинается с корня. Изучая корень, мы должны осознать, что все живое вырастает из корня и именно в корне содержится самое главное (сутьевое) значение как для дальнейшей жизни слова, так и для всего живого на Земле. Причем, изучая данный раздел науки о языке, необходимо обращаться и к другому разделу – «Лексике»: те или иные слова, рожденные в определенное время, вносили в понятие, ими обозначаемое, те оттенки значения, которые характеризовали именно то время, когда эти слова родились.
       
 
       Урок первый
         Всмотримся в звучание/написание слова «я+зык» (родственные слова – зычный, зычно), т. е. «я звучащий». Неосмысленно-неуважительное отношение к своему языку – в первую очередь неуважительное отношение к самому себе. К сожалению, для многих язык – это просто сумма знаков, употребляемых человеком для передачи информации, как это написано в некоторых словарях. Слова стали использоваться сугубо в их утилитарном значении, без учета их глубинного смысла. А ведь именно в языке скрыт онтологический замысел Бога о человеке!
      Слово «человек» нам должно рассказать, какой смысл заключен в его значении изначально. Всмотримся в его строение, в нем два корня: чело + век.
Посмотрим, каково же лексическое значение слова «чело» по «Толковому словарю живого великорусского языка» В.Даля»: Лоб - часть головы от темени до бровей. И далее В.Даль пишет: «Крутое, отвесное чело дано только человеку, у животных чело пологое, завалистое». Переносное значение:
 - Голова чего либо («Чело войска»),
 - Начало («Чело реки»= исток),
 - Верх («Туманное чело Казбека»).
Сделаем вывод о том, каково же лексическое (сущностное) значение   слова. Получим – «сознание», «разум», «ум». Подберем теперь синонимы к корню «век» - вечность, вечно…Ответ напрашивается сам собой: человек тогда человек, когда его разум устремлен к вечности.
        Святитель Игнатий Брянчининов писал: «Истинная мысль – источник всех благ, мысль ложная есть источник ошибочной деятельности и тех незрелых плодов, которые от нее рождаются. Если мы видим (деятельность), не увенчанную никакими плодами или увенчанную плодами самообольщения, то должны понимать, что причиной этого было ложное направление, ложная исходная точка деятельности».
   
 
     Урок второй.
    Вся педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с целеполагания. Мы говорим о гармоническом развитии личности и т.д. А результат, увы, плачевный: дети не хотят учиться, не хотят ходить в школу, болеют. Получается, что мы неправильно выбрали «направление деятельности».
     А ведь само слово «цель» помогает определить это направление!
Подберем однокоренные слова к слову:
а) целый, цельный, целостный;
     б) целиться, прицелиться, прицельный.  
     в) целебный, исцеление, целитель, целебница
     г) целоваться, поцелуй
     д) целомудренный, целомудрие
     Из ряда однокоренных слов выберем то, которое указывает на возможность избавления от болезни (в нашей школе, например, из 381 человека полностью здоровы 39 девочек и 17 мальчиков!) – исцеление. Вдумываясь в смысл этого слова, обратим внимание на его состав и значение приставки ис: исцеление возможно, исходя из правильной цели. А цель состоит в возвращении человеку его первоначальной целостностиединства тела, души и духа.
      Каково лексическое значение слова «целостный»? Согласно «Словарю русского языка» имеет значение: «Представляющий собой внутреннее единство, воспринимающийся как единое целое; цельный; единый». Итак, когда есть цель, необходимо выбрать направление деятельности. А если мы говорим об онтологическом замысле бытия о человеке, то вся его деятельность должна быть направлена на возвращение себя в состояние цельности. А какой путь к нему?
        Посмотрим на слово «целомудрие». Для глубинного понимания его смысла подберем синонимы к слову: это свойство, которым обладает человек - чистый сердцем и помыслами, невинный в мыслях, искренний, бесхитростный в делах, неиспорченный, крепкий в нравственности, совестливый, мудрый. Итак: если мы понимаем, что высший смысл человеческого бытия заключается в обретении цельности, то и путь к достижению данной цели нам также указан: сохранение себя в чистоте как физической, так и духовной.
        А каковы средства, которые способствуют сохранению здоровья сегодня?
Врач, врачевать, лекарство, лечить, больница. Лечебница, целебница - так изначально называлось учреждение, где нездоровым людям оказывали помощь: их там не только лечили, но и выводили душу из состояния уныния, укрепляли дух.
       Урок третий.
      Обратимся к Библии. Святой апостол Павел в Первом послании к коринфянам писал: «…проповедуем премудрость Божью, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал…Но, как написано: « не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (гл. 1, ст.7-9).
       Работая с текстом, определим, пожалуй, самое главное: чтобы проникнуть в премудрость Бога, необходимо проникнуть в суть Его слова.  Пробудить в себе духовное зрение и слух в первую очередь нам помогает наш родной язык, ибо, как образно заметила С.Ф.Иванова в своей книге «Введение во храм слова», «осознать всю глубину слова – это попытаться войти внутрь его. Одно слово похоже на комнату, которую можно оглядеть очень быстро, другое – на дом, и потребуется больше времени, чтобы увидеть все его закоулки, лестницы и переходы, а есть слова, в которые входишь, как в храм…» (стр.47).
    А для этого необходимо:
 – помочь увидеть глазу.
 – помочь услышаь уху.
 – увиденное и услышанное должно занять свое место в сердце человека.
     Итак, слово «видеть».
     Образуем от данного слова все возможные существительные: вид, видение, привидение.
1)    Панарама - широкий вид какой-либо местности, открывающийся с высоты; пейзаж - общий вид какой-либо местности, картина природы; ландшафт - часть земной поверхности, для которой характерно определенное сочетание рельефа, климата, почв, растительного и животного мира
2)    Внешность - внешние очертания, наружный вид, форма
3) Видение - способность или возможность видеть; индивидуальное восприятие окружающего;
4) Привидение - то, что представляется в воображении, во сне; призрак.
   Теперь подберем синонимы-глаголы к слову «видеть» – замечать, глядеть, узреть, а от них - обозрение, зрение, зрак. Кто из героев Библии принял на себя зрак раба (образ, вид)? И кто увидел за ним Господа? Только те, что любили Его в любом обличьи.
 Далее, слово «услышать».
      Подберем однокоренные слова к данному слову: слышать, слушать, слух, ухо, прислушиваться, послушание, неслух, вслушиваться, подслушать…
       Почему первая добродетель, которую должны воспитывать родители в своих детях, - это послушание? От чего данная добродетель уберегает ребенка?
      Чтобы ответить на поставленный вопрос, попробуем выстроить смыслозначимый ряд слов:
      1. Дисциплина – сдержанность, порядок (иерархия), смирение.
 П.Флоренский писал: «Необходимость внутренней дисциплины – это вещь очень серьезная. Отсутствие порядка и дисциплины рождает у ребенка хаотичность, неопределенность, затем деструктивность его личности, так как у него не формируется иерархическая структура ценностей».
     2. Смирение – главная добродетель на пути обретения Образа человека, ибо смирение приходит от познания мира в себе, или самопознания. Проблема же дня сегодняшнего как раз и заключается в том, что истинный смысл этого слова утрачен. Эта добродетель трактуется не как сила, а как слабость. Результатом так называемого «свободного» воспитания стало культивирование в ребенке самости, эгоизма, своеволия. Может быть, именно здесь берет свое начало наркомания, проституция и т.п. беды и болезни молодежи?
3. Слышать - внимать, воспринимать, понимать.
Итоговый вопрос: почему же люди не видят и не слышат истины?
     «Премудрость Божья», о которой говорил апостол Павел, – эта та истина, познать которую дано далеко не всем. Суть ее не лежит на поверхности, ее не всегда видно – она не очевидна. Далеко не все готовы ее услышать, хотя большинство из нас имеют глаза и уши. Для того чтобы понять ее суть (главный смысл), необходимо обладать особым внутренним, духовным зрением и слухом – «умным сердцем».
      Слово «сердце».
      Согласно словарю, это главный орган, поддерживающий жизнь. Но мы говорим «сердечный человек», подразумевая под этим вовсе не спортсмена, имеющего крепкое сердце, а доброго человека, и, наоборот, про человека с каменным сердцем говорим как о злом человеке. Значит, сердце - вместилище души, где живут помыслы человека и его совесть. А ведь слово «совесть» связано с «вестью» - высшими знаниями о назначении человека, и потому сердце обладает особой способностью слышать истину – интуицией. Часто сердце называют шестым органом чувств – чувств духовных.
         Именно мы, учителя-словесники, в первую очередь должны учить наших учеников заглядывать в глубину глубин слова и приводить их к его истинному пониманию.
         Посмотрим на слово «словесник»: слово+весы – слово на весах совести. Нашей совести, учитель. Или: слово+весна – учитель, пробуждающий ученика от духовной спячки, когда возрождает в нем           СЛОВО.
      Урок четвертый.
 Сравнительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» и     М.Ю.Лермонтова «Пророк».
 
ПРОРОК.                                                                  ПРОРОК.  
      А.С.Пушкин.                                                               М.Ю. Лермонтов.
 
Духовной жаждою томим                             С тех пор как вечный судия
В пустыне мрачной я влачился,                    Мне дал всеведение пророка
И шестикрылый серафим                              В очах людей читаю я,
На перепутье мне явился;                              Страницы злобы и порока.
Перстами легкими как сон                         
Моих зениц коснулся он:                              Провозглашать я стал любви
Отверзлись вещие зеницы,                           И правды чистые ученья:
Как у испуганной орлицы.                            В меня все ближние мои
Моих ушей коснулся он,                               Бросали бешено каменья.
     И их наполнил шум и звон:
     И внял я неба содроганье,                              Посыпал пеплом я главу,
     И горний ангелов полет,                                Из городов бежал я нищий,
     И гад морских подводный ход,                      И вот в пустыне я живу,
     И дольней лозы прозябанье,                      Как птицы, даром божьей пищи;
     И он к устам моим приник,                   
     И вырвал грешный мой язык,                        Завет предвечного храня,
     И празднословный и лукавый,                    Мне тварь покорна там земная;
     И жало мудрыя змеи                                      И звезды слушают меня,
     В уста замершие мои                                     Лучами радостно играя.
     Вложил десницею кровавой.
     И он мне грудь рассек мечом,                         Когда же через шумный град
     И сердце трепетное вынул,                            Я пробираюсь торопливо,
     И угль, пылающий огнем,                               То старцы детям говорят
     Во грудь отверстую водвинул.                       С улыбкою самолюбивой:
     Как труп в пустыне я лежал,
     И Бога глас ко мне воззвал:                       «Смотрите, вот пример для вас!
   «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,       Он горд был, не ужился с нами:
     Исполнись волею моей,                                   Глупец, хотел уверить нас,
     И, обходя моря и земли,                                  Что Бог гласит его устами!
     Глаголом жги сердца людей».
                                                                                 Смотрите ж, дети на него:
                                                                                 Как он угрюм, и худ, и бледен!
                                                                                 Смотрите, как он наг и беден,
                                                                                 Как презирают все его!».
                            
Вопросы к текстам стихотворений:
       - Можно ли считать стихотворение М.Ю.Лермонтова продолжением стихотворения А.С. Пушкина?
       - Почему как в том, так и в другом стихотворении есть образ пустыни?
       - Как предыдущая тема «Видение-слышание»» звучит в том и другом    стихотворениях?
       - При каком условии у человека открываются глаза и уши?
       - Возможно ли самому человеку прозреть?
       - Какой человеческий порок мешает людям обрести духовное зрение и духовный слух?
       - Когда человек может услышать глас Бога?
       - Кем для М.Ю.Лермонтова является Бог?
       - Является ли слово «ПРЕЗИРАЮТ» родственным со словом ЗРЕНИЕ?
       - Какое Библейское высказывание говорит о судьбе пророка?
    
 
 
 
      Заключение.
       Когда говорят «зрячее сердце», «чуткая душа», имеют в виду духовное зрение-слух (чувство-знание), открытое Божественному Слову, пришедшему в сердце человека. Недаром человеком этот состояние ощущается как откровение. И в этом и есть та «…премудрость Божья, тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей …любящим Его…»
 
Константинова Н. Ю.


 
Новости
20.02.2021
В издательстве «Социум» Московского гуманитарного университета вышло в свет четырехтомное издание «Русский интеллектуальный клуб: стенограммы заседаний и другие материалы», подготовленное под научной редакцией ректора МосГУ доктора философских наук, профессора И. М. Ильинского.
10.07.2020
В издательстве МосГУ вышел 10-й юбилейный сборник стенограмм заседаний Русского интеллектуального клуба. Научным редактором сборника выступил президент клуба, ректор Московского гуманитарного университета доктор философских наук, профессор И. М. Ильинский. Ответственным редактором стал доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Вал. А. Луков.
25.10.2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «Поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
20.10.2017
17 октября 2017 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством члена Президиума Союза писателей России, лауреата литературных премий Бориса Николаевича Тарасова. Подведены итоги конкурса, который в 2017 г. проводился в номинации «поэзия». 24 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета состоится торжественная церемония, на которой Председатель Попечительского совета Бунинской премии, член Союза писателей России, ректор университета профессор Игорь Михайлович Ильинский вместе с членами Жюри вручит заслуженные премии новым лауреатам.