Патриотизм как элемент воспитания элиты. Почему состоятельные родители увозят своих детей учиться за рубеж

Патриотизм как элемент воспитания элиты
Почему состоятельные родители увозят своих детей учиться за рубеж
Елена Герасимова
 
В течение последних лет в элитных школах России наблюдается любопытная тенденция. В младших классах – длинные списки желающих попасть в лист ожидания. В старшей школе – 4–5 человек в выпускных классах. И демографическая ситуация здесь ни при чем. Причины иного порядка...
Никто не внес в последние годы столь значительный вклад в пиар классических закрытых учебных заведений Англии, как «мама» Гарри Поттера. А вот любопытно, что стряслось бы с этими заведениями, если бы их «пропиарила» на весь мир молодежный режиссер Гай Германика? Уж части зарубежных поклонников они лишились бы точно. По крайней мере даже скудные слухи, просачивающиеся через частные засовы, убеждают – не все так уж благополучно в тамошнем закрытом школьном королевстве.
В отсутствии германик мифы о вековых традициях – то, чем усиленно подкармливают своих потенциальных потребителей зарубежные школы, – действуют на русскую элиту столь же гипнотически, как дудка в руках уличного музыканта на кобру.
Русские частные школы сегодня вынуждены признать свое поражение в битве за ученика с этой стороны. В России не работают мифы. Но зато работают над своими программами сами школы. Осенью престижные лондонские отели заселяются семьями из России, мечтающими отдать своих детей на полный пансион. «Почему? – недоумевают руководители частных школ в РФ, – мы же объективно не хуже, а то и лучше».
«Перестройка частных школ началась вместе с объявлением плана модернизации школьного образования, – рассказал нам директор Первой московской гимназии. – С нас и раньше требовали строгого выполнения всех стандартов. А в течение последних лет нами была еще и полностью переосмыслена роль воспитания. Процессы, проходящие в молодежной среде, подтолкнули администрации школ действовать в этом направлении более решительно. Это не означает того, что мы кинулись назад в советскую педагогику с их формализованными мероприятиями. Отнюдь нет. Мы пошли по пути поиска талантливых учителей. В нашей школе, например, работают лучшие учителя России, победители и призеры конкурса «Учитель года».
Ситуация, когда боязнь за свое место ведет к невыполнению учителем педагогических задач, – вроде бы типичное явление для элитной частной школы. «Это тоже из категории мифов», – говорят руководители частных гимназий. – Школа с хорошей репутацией ищет педагога яркого и осознающего, что в этом мире его примут везде».
«Почему традиционно в дореволюционной России наследников престола – великих князей обучали самые высокообразованные, мыслящие и преданные Родине представители своего времени? Резон понятен – кого воспитываем сегодня, те и есть завтрашние власть и воинство государства, – уверена попечитель Первой московской гимназии Екатерина Авдеева. – Применительно к сегодняшним 12–16-летним подросткам, обучающимся в частных школах, жизненно важно осознавать – они и есть будущее нашей страны. Изначально им достались сильные стартовые позиции: решенные материально-бытовые проблемы, широкие возможности выбора образования и колоссальный социальный капитал – связи и возможности их родителей. Через 10, максимум 15 лет именно эти молодые люди займут значимые позиции в российской политике, экономике, бизнесе. Поэтому переоценить важность того, какие нравственно-этические, духовные ценности будут свойственны этому поколению, невозможно».
Надо ли бояться здесь высоких слов о патриотизме? «Они должны самоидентифицировать себя прежде всего гражданами своей страны и полагать величие России одной из главных целей своей деятельности и жизни, – продолжает Екатерина Авдеева, – но возможно ли достичь этого, когда молодые люди проводят важнейший жизненный этап своего становления как личности в зарубежной школе? Целые системообразующие культурные пласты, такие как русская литература, история, великое национальное духовное наследие, преемственность семейных ценностей и традиций, выпадают невосполнимо».
Вообще мало ли по миру живет людей «без родины»... Если не планировать в будущем возвращение ребенка в родные пенаты, то, может, в действиях состоятельных родителей, вывозящих детей за рубеж, есть своя логика. Во всех других случаях перевод за границу ребенка в столь нежном возрасте, когда вопросы самоидентичности только начинают возникать в их головах, не всегда полезен, уверяют известные психологи. (Кстати, как показывает практика, вслед за школьником переезжает семья. Затем глава семейства. А потом и его бизнес. Начинается отток капитала.)
Еще один элемент перестройки элитных школ состоит в проводимой ими сегодня политике открытости. Несколько лет назад споры о необходимости зонирования школ очень волновали общественность. Надо ли отдельно строить школы для богатых и небогатых? Что любопытно, о необходимости такого деления заявляли не только сами состоятельные люди. Менее обеспеченные граждане тоже не хотели бы, чтобы их дети наблюдали, как за их одноклассниками приезжают водители на иномарках, а учителя прогибаются перед «расшалившейся» золотой молодежью.
Сегодня вопрос «зонирования» отпал сам собой. Но закрытые школы быстро ощутили результат собственной изоляции. Серьезные люди стали опять же переводить детей за границу, потому что там их ребенок мог лучше социализироваться. Там он – «всего лишь один из всех». В подмосковной Жуковке был случай, когда девочку в выпускном классе школы возили в Москву, чтобы показать ей метро... Сегодня элитные школы проводят политику открытости, дружат со школами и другими организациями.
Безусловно, отъезд ребенка за границу рассматривается родителем как необходимое условие для безболезненного перехода на следующую ступень образования. И ранний перевод в заграничную школу видится своевременным. Но надо ли так спешить? За рубежом в школе учатся до 19 лет. В России – до 17. Известно, что спрос у русской элиты на высшее образование за рубежом диктуется общей модой на обучение в престижных закрытых учреждениях. Но... обучение в них – это примерно такое же явление, как обучение элиты третьих стран в российских престижных вузах. В некотором смысле мы готовим «агентов влияния». Это не менее важно и для тех, кто занимается такой же подготовкой наших за рубежом. Для многих родителей престижно, чтобы их дети, отучившись там, вернулись в Россию с настоящими связями в «глобальной элите». Только что будет означать для них, оторванных в раннем возрасте от родины, слово «патриотизм»?
 
Елена Герасимова


 
Новости
25.10.2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «Поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
20.10.2017
17 октября 2017 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством члена Президиума Союза писателей России, лауреата литературных премий Бориса Николаевича Тарасова. Подведены итоги конкурса, который в 2017 г. проводился в номинации «поэзия». 24 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета состоится торжественная церемония, на которой Председатель Попечительского совета Бунинской премии, член Союза писателей России, ректор университета профессор Игорь Михайлович Ильинский вместе с членами Жюри вручит заслуженные премии новым лауреатам.
30.09.2017
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список».
04.08.2017
27 июля 2017 г. состоялось заседание Попечительского совета Бунинской премии, на котором был утвержден «длинный список» литературных произведений, поступивших на конкурс. В этом году Бунинская премия будет вручена за лучшие произведения в области поэзии и поэтического перевода. Попечительский совет поручил Оргкомитету конкурса обеспечить проведение первичной и вторичной экспертизы присланных работ.