Юность русского народа

 

 
ЮНОСТЬ РУССКОГО НАРОДА
 
Ректор Московского гуманитарного университета,
член Всемирного Русского Народного Собора,
вице-президент Русского интеллектуального клуба,
доктор философских наук, профессор
 
И. М. Ильинский
 
Предисловие к книге: Что значит быть русским сегодня? Сочинения старшеклассников — участников конкурса, проведенного в марте–июле 2003 года. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — 327 с.
 
«Что значит быть русским сегодня?» — так была сформулирована тема публичного конкурса сочинений старшеклассников, проведенного в марте–июле 2003 года в России, других странах СНГ и странах Прибалтики. Учредителями конкурса выступили Комитет по культуре и туризму Государственной Думы РФ, Федеральная русская национально-культурная автономия России, Лига защиты национального достояния, Русский интеллектуальный клуб, Русский клуб искусства и культуры, «Национальная газета», Региональный общественный фонд содействия русской культуре «Русский фонд». Конкурс также спонсировала группа русских предпринимателей. Нетрудно заметить, что это организации и люди разные, по-разному понимающие русский национальный характер и русскую идею, проблемы межнациональных отношений. Вряд ли могут быть сомнения в том, что каждая из этих организаций, их лидеры и идеологи далеко не во всем совпадали в понимании темы конкурса и того, что он может выявить.
На конкурс «Что значит быть русским сегодня?» было прислано 565 писем, содержащих эссе молодых россиян. Большинству авторов (более 80% из них) в то время, когда они писали свои эссе, было 15–18 лет. Три четверти составляли девушки, одну четверть — юноши. 33 письма пришли из Красноярского края, по 26 — из Свердловской области и Краснодарского края, 22 — из Мордовии, 20 — из Орла, 18 — из Татарстана. Есть письма из Калининграда, есть — с Сахалина, из Норильска, с Чечни. Писали новосибирцы и воронежцы омичи, оренбуржцы и воркутинцы, петербуржцы и москвичи. Из поселков на несколько десятков домов и городов с миллионами жителей. Здесь вся наша страна, наша Россия!
Написали и ребята из Казахстана, Украины, Молдавии, Латвии, Литвы.
При каждом письме были ксерокопии свидетельства о рождении, все документально подтверждено: это подлинные работы юных россиян, это их мысли, их тексты. Тех, у кого оба родителя русские по национальности, составили более 60%, немалое число участников конкурса одним из родителей имеют представителя иной национальности, несколько десятков участников по национальности не относятся к русским, но и они высказали свое мнение. По сути у нас в руках материалы представительного социологического исследования, где задан один вопрос, но трудный и не имеющий однозначного ответа. Он требует думать и понимать.
Кто-то ждал от молодых беспощадной критики современной России. Кто-то надеялся на рецидив великодержавного шовинизма. Кто-то искал в юных душах религиозного фанатизма. Но ребята — подростки, девушки, юноши — решили Русский вопрос по-своему, нередко неожиданно и очень искренне. Они своим молодым оком и молодым умом охватили проблемы и боли, достижения и славу русского народа как некое целое. Как то, что составляет жизненную ценность для нового поколения. Прекрасные по форме, письма юных авторов удивляют, а своей глубиной поражают, более того — потрясают. 15-летние иной раз больше видят, чем опытные политики, мыслят масштабами великого народа, испытывают боль за то, что с ним происходит, понимают свою ответственность за будущее русской нации.
Сочинения молодых россиян, представляющих всю нашу бескрайнюю страну, все ее уголки, заставляют посмотреть на проблему самосознания русских с новой стороны.
Прежде всего — в чем, собственно говоря, заключена про­блема русского народа, если таковая существует? В том, что русский народ сокращается в своей чис­ленности? Безусловно, тревожный и опасный аспект проблемы. Возможно, это явление лишь временное, хотя, если познакомиться с демографическими прогнозами, это общемировая тенденция для белой расы в целом. Тут нужны меры не только на уровне наци­ональных государств, но и межгосударственные. Я вижу в этом глобальную угрозу белой расе в целом, а не только русским. Тут нужны скоординированные меры такого же масштаба, как в борьбе с мировым терроризмом и наркотиками. Хотя, конечно, как всегда, каждый народ должен сам позаботиться о своей судьбе. Тем более что внутри белой расы масса противоречий чисто этнического характера. Белые европейцы, не говоря о прошлых временах (я имею в виду гитлеровский фашизм), до сих пор считают славян, в частности русских, народом отста­лым. Белым по цвету кожи, но черным по культуре. Русские — не первый народ, который столкнулся с демографической проблемой. Способы ее реше­ния известны, и тут многое мо­жет сделать государство.
Русофобия? Она существует — это факт. Геноцид? Дискриминация? Стремление Запада извести русских? Все это было в истории, есть и сейчас. Это, конечно, проблема, но точнее — одна из проблем. Свести к ней все проблемы русского народа и назвать «проблемой» — общей и одной-единственной никак нельзя. Множество французов ненавидят немцев больше, чем русских. Немцы и французы в своей массе страшно не любят американцев. Также как внутри каждого народа есть часть людей, которые не любят свой народ, в том числе и лично себя. Фобии разного рода — явле­ние повсеместное.
Видеть ли проблему русского народа в том, что нынешняя власть разворовывает и распродает богатство страны с помощью олигархов еврейского происхождения? В коррупции? Это — политический аспект проблемы. Очень серьезный. Но воровство и коррупция — явления по своей при­роде не русские, не национальные, а интернациональные. Это не «русская проблема». Плохо от этого всем народам, кото­рые живут на территории России. Плохо уже сегодня и будет еще хуже завтра, если процесс не остановить. Сделать это можно. Нужно этого только захотеть тем, кто управляет страной. Это вопрос власти, которую избирает народ. Здесь не столько проблема, сколько задача народа. Это вопрос его ума, ответственности и, если хотите, вины за выборы президентов, губернаторов, депутатов и т. п. То есть за свои собственные ошибки.
Видеть ли проблему русского народа в том, что у него есть отрицательные качества? Русские не способны к самоорганизации, консолидации? Не любят свои таланты, не ценят свои достиже­ния? Продажны? Склонны к предательству? Одним словом, порочны? Все это, конечно, есть, и перечень негативных качеств можно было бы продолжить. Но зачем? Разве и эти качества чисто русского происхождения? Скажут: весь вопрос в мере, в степенях — «больше» или «меньше», чем у других народов. Это уже серь­езно. Но я не встречал никаких сравнительных исследований по этому поводу, никаких цифр, статистических выкладок. Мне­ния, суждения, основанные на наблюдениях, — да, о них знаю. Но строгих научных работ — не встречал.
У каждого народа есть свой национальный характер, который складывается исторически — веками, тысячелетиями. Сколько лет русскому народу? Взглядов на этот вопрос немало, но всеми признаваемой истины нет. Как до сих пор нет определенности в том, откуда берет свое начало род человеческий, а стало быть, и все народы: от Адама и Евы или от обезьяны; от единого рода или от разных генеалогических ветвей? Откуда взялись желтые и черные, красные и белые люди? Почему различаются их человеческие качества? Пуб­ликаций по этому поводу — море. Есть очень занимательные, весьма правдоподобные, в которые хочется верить. И мы ве­рим (именно верим!) в то, что каждому из нас кажется более подходящим. Эта вера становится исходным пунктом в на­ших рассуждениях — вера в мифы, сочиненные теми, кто сумел свои представления облечь в форму научного знания, ска­зать убедительнее, чем другие. Нет науки более увлекательной и более фанта­стической, чем история. Тем более по поводу истории рас и на­родов. Здесь реальность так перепуталась с домыс­лом и вымыслом, что принимать выводы историков за основу в нынешней политике и строительстве будущего чрезвычайно опасно. Но приходится избирать все-таки ту или иную точку зрения.
Каждый народ, русский в том числе, имеет одну-единственную и общую единицу измерения; эта «единица» — человек. Народ состоит из человеков. Каков человек, таков и народ. Только человеки-то разные: от «недочеловека» до «сверхчеловека». «Че­ловек-зверь», «человекобог»... Впрочем, есть и понятие «среднего человека», «общей культуры».
Человек — существо биосоциальное. Неспособность (или способность) к консоли­дации, самоорганизации, склонность к верности или преда­тельству, нестяжательство или алчность и тому подобные качества наследуются не по за­конам генетики, а по законам обучения и воспитания, воз­действия социальной среды, условий бытия. Происхождение многих негативных качеств в характере русского народа на­чинается именно отсюда.
В чем, например, феномен необыкновенной терпеливос­ти русского народа, о которой говорят сегодня многие? В «культуре бедности», которая форми­ровалась и укоренилась в сознании подавляющего большин­ства русских на протяжении жизни многих десятков поколений на грани нищеты, биологического выживания. В условиях не­свободы: то татаро-монгольское иго, то Иван Гроз­ный, то Петр I, то Сталин. Причина терпеливости по-русски кроется в чрезвычайно низких жизненных притязаниях. Обут, одет, сыт — и жизнь уже прекрасна. У русских совершенно отличная от за­падных народов система ценностей. Что такое «жить хорошо» в материальном плане, практически никто из русских не знал до тех пор, пока в наших городах не появились магазины западного типа. Океан потребительства уже захлестнул Россию, осо­бенно молодежь. Деньги, по данным исследований, для 70% молодых людей стали основ­ным мерилом жизненного успеха. Из них четверть ради денег готовы на любые противозаконные действия. Отсюда вал пре­ступности. Многие воруют, грабят и убивают не потому, что у них совсем нет денег и они гибнут от голода, а потому что хотят иметь их еще и еще больше. Продажны ведь те, кому есть что продать. Предают те, кому есть кого предать.
Итак, проблема не в цвете кожи, форме черепа и составе крови, которые даны нам от рождения, а в тех социальных качествах, которые приобретены, воспитаны под разного рода воздействием. Как, когда, кем — это другой вопрос.
Все это легко переиначить, заговорив о принципе крови... Об этом много сказано в статьях и книгах Александра Севастьянова. Об этом пишет Владимир Истархов в книге «Удар русских богов», об этом говорится в сборнике статей «Расовый смысл русской идеи» и других публикациях, которые появились совсем недавно. Об этом говорит лидер известного движения «Русское национальное единство» Баркашов. Слова-то какие: «русское», «единство». Но вот я читаю его брошюру «Азбука русского националиста», и мне становится жутковато. Приведу выдержки из главы «Основные положения программы движения о построении нацио­нального государства»: «Одной из главных задач бу­дущего национального государства станет охрана здоровья и генетической чистоты русской нации». Далее: «Разви­тие евгеники должно носить характер государственной програм­мы». Далее: «Принуждение в любой форме к вступ­лению в смешанный брак или связь, наносящие ущерб гено­фонду русской нации, ведущее к ее размыванию, будет пресле­доваться в уголовном порядке». Далее: «В то же вре­мя соблюдение чистоты генофонда русской нации будет поощряться государством морально и материально». Далее: «Армия должна быть очищена от лиц, которые не расстались с демократическими и интернационалистскими взглядами». Нам такие русофилы говорят, что на рубеже XVIII и XIX веков Англия и Франция создали свой миф крови, Германия — на рубеже XIX и XX веков. На переломе тысячелетий Россия, русские долж­ны, дескать, создать свой миф крови, свою расовую теорию. В век торжества науки предполагается сотворить миф. Не считаясь с тем, что предшествующие мифы привели эти на­роды к войнам, к трагедиям, что сегодня они от этих мифов отказались. Русским предлагается отказаться от христианства как «еврейской религии» и вернуться к язычеству, взяв в каче­стве наших символов свастику, ибо русские — арийцы, кото­рым свастика принесена богами с неба. Говорят, что без этого русские не выживут, не спасутся.
И у этих взгля­дов есть сторонники. Это не единицы, а тысячи людей. По-моему, это своеобразная форма коллективного сумасшествия. Ибо, в сущности, нас зовут не просто к борьбе за свою судь­бу, а к самой настоящей войне со всем миром. Ну, что такое, скажем, русское «осевое» моногосударство? Как его создать? Только через войну, через кровь. Нет, нужны какие-то совсем иные идеи — положительные, созидательные, а не воинствен­ные, разрушительные уже изначально.
Что такое «кровь»? Это, как говорится в словарях, «жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе позвоночных животных и человека». Плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, гемоглобин и т. п. Цвет — красный. Для всех животных и  людей. Для всех. Никакой особой крови у немцев, чеченцев, евреев нет. У русских, французов и американцев тоже. Через кровь ничего не наследуется — ни мораль, ни дух, ни воля. Прин­цип крови — это миф. Самый опасный, самый разрушительный миф, который уже породил бессчетное количество конфликтов и войн. Кровь рождает кровь. Миф крови искажает любую исти­ну, хотя и может послужить консолидации некоторых людей и даже целых народов. Но в конце концов кроме ненависти эти люди и народы ничего не порождают. Хоть немцы, хоть арабы, хоть евреи. Всю свою историю они купаются в крови — то чужой, то своей. Неужели это никого ничему не научило? Объединять русских на принципе крови — безумие. И ничего из этого не по­лучится: нет у русских «зова крови». Хотя я совсем не исклю­чаю, что когда-то, если страна будет и дальше катиться в про­пасть, люди этой идеологии могут на какое-то время прийти к власти. Не дай Бог. Они зальют страну кровью. Сначала — чу­жой, а потом — своей.
Так в чем же проблема русского народа? В неосознаннос­ти множества названных и неназванных сегодня проблем. По-моему, это главное. Чего не знают, того и не понимают. А раз не понимают, откуда вдруг возьмется консолидация, самооргани­зация, нетерпение?..
Первее вопроса «что делать?» вопрос «что думать?» Если кастрюля пуста, в ней суп не сваришь. Чем мыслить, о чем, если в голове нет какого-то объема информации? В том, что мы начинаем сознавать угрозу существования русской нации, я вижу первый шанс на ее спасение. Теперь надо до­нести наше (и не только наше, разумеется) понимание ситу­ации до русского народа и предложить ему идею, которая его консолидирует. И это — идея спасения России, русского наро­да ради «светлого будущего», которое надо бы достичь как можно раньше.
В этой связи нужно задуматься и над проблемой образования — не только российского, но и русского образования. Да, проблема русских школ, русских университетов, учебников по русской истории, русского языка, русской литературы стала актуальной. Если мы хотим сохра­нять русскую культуру, русские традиции, то нельзя сейчас пропускать мимо нашего внимания то, что творится с препо­даванием в школах истории, русского языка, литературы. К нам в университет приходят выпускники школ, и мы целый год специально их до­учиваем сверх программы, за рамками государственного образовательного стандарта, русско­му языку, чтобы они могли (многие, во всяком слу­чае) грамотно писать и говорить. Иногда в маленьком заяв­лении на полстраницы нахожу по 15–20 ошибок.
Сразу ситуацию не перевернешь. Социальные процессы имеют огромную силу инерции. Как перевернуть? Радио, телевидение, средства массовой информации в других руках, деньги в других руках. Они знают, что они делают, знают, как делать. У них отрабо­танные технологии, методы, кадры. Как этому противостоять, не имея почти ничего, кроме идеи?
В рассуждениях о перспективах русского народы сегодня должен зазвучать и голос нового поколения. Это и их судьбы, и их дело. Сочинения старшеклассников, которые представлены в книге, порождают убежденность в том, что Русский вопрос — не тупиковый, народ не утерял своего будущего. Эти сочинения заслуживают того, чтобы задуматься над ними, изучать их, делать из них выводы.
Мы уже опубликовали работы трех победителей проведенного конкурса Андрея Полякова, Марии Богданчиковой, Анны Голубятовой. Намерены опубликовать и все другие сочинения, не вошедшие в настоящее издание. Они заслуживают такого внимания. Прислушайтесь: это голос молодежи нашей великой страны.
При всех различиях во взглядах, которые по Русскому вопросу существуют в нашем обществе и отразились в материалах конкурса, очень важно не потерять друг друга. Терпимость, культура диалога, умение слушать и слышать друг друга, не быть упертыми крайне важны. Если нам хватит на это ума и воли, то, в общем, мы можем кое-что сделать для самосохранения русского народа и, стало быть, для наших детей и внуков.
 

 

Ильинский Игорь Михайлович


 
Новости
12.04.2017
29 марта 2017 г. в Московском гуманитарном университете состоялись II Академические чтения памяти члена Русского интеллектуального клуба Владимира Андреевича Лукова (1948–2014), которые были организованы Институтом фундаментальных и прикладных исследований МосГУ и Русской секцией Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия). Участникам чтений была предложена тема «Тезаурусы и тезаурусная сфера».
30.03.2017
Попечительский совет Бунинской премии объявляет конкурс на соискание Бунинской премии 2017 года за лучшие произведения в области поэзии. Бунинская премия учреждена в 2004 году для поддержания лучших традиций русской словесности в современной литературе. Ее освящает имя Ивана Алексеевича Бунина — великого русского писателя и поэта, академика, лауреата Нобелевской премии.
27.12.2016
В Московском гуманитарном университете 8–10 декабря 2016 г. проходила XIII Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». пленарном заседании ректор МосГУ, профессор И. М. Ильинский напомнил постоянным участникам и сообщил новым слушателям цели и задачи этого научного форума. Он сделал краткий экскурс в историю широкого рассмотрения проблем образования во взаимосвязи с проблемами развития человечества и окружающей среды, в которую входит не только природа, но и социум.
07.12.2016
Предлагаем Вашему вниманию Программу XIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века», которая будет проходить в Московском гуманитарном университете 8–10 декабря 2016 г.