В этом разделе представлены материалы экспертов, приглашенных на заседание Русского интеллектуального клуба, а также публикации в СМИ по теме: «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ XXI ВЕКА»

Андрей Морозов

Мы едем, едем, едем

«…Развитию академической мобильности в России не хватает главного компонента – понимания, зачем это надо. Почему академическая мобильность в России в разы меньше, чем на Западе? Может ли «виртуальная мобильность» компенсировать недостаток физического перемещения исследователей? Эффективны ли меры господдержки академической мобильности в секторе НИОКР? И самое главное, для чего нам нужна эта самая академическая мобильность? Все эти вопросы были вынесены на обсуждение круглого стола в Министерстве науки и образования РФ, организованного фондом «Открытая экономика». Вообще-то понятие «академическая мобильность» – чрезвычайно широкое. Здесь и частные виды мобильности исследователей: вуз–вуз, вуз–НИИ, вуз–предприятие. Это и международная мобильность ученых, включая вопросы взаимодействия с научной диаспорой. Это и вопросы студенческого и аспирантского обмена. Совершенно очевидно, что в последнее время российское правительство прикладывает серьезные организационные и финансовые усилия для активизации этих процессов. Самая последняя инициатива Министерства образования и науки РФ – законопроект о признании в одностороннем порядке дипломов, полученных нашими соотечественниками за рубежом…»
 
С полным текстом публикации Андрея Морозова можно ознакомиться здесь.

Аскольд Иванович Ендогур 
 
Отчислить за неуспеваемость
 
«…На каком фундаменте строится высшее образование. Фундамент высшего образования – состояние среднего образования в стране. Качество образования в СССР в начале 50-х годов как в нравственном отношении, так и в получении фактических знаний было выше, чем в настоящее время. Оно было справедливое, доступное, бесплатное и давало качественные знания. Среднее образование обеспечивало как успешную профессиональную работу, так и поступление в вуз. Коррупция исключалась. Если даже родители ученика хотели бы заплатить учителю за повышенную оценку, у них просто не было средств. Даже в школе, где учились дети руководителей СССР (около станции метро «Маяковская» в Москве, там работала мать автора), не было и речи о получении незаслуженных оценок, тем более за взятки или по телефонному праву. В начальных классах средних школ, как и в старших классах, можно было остаться на второй-третий год за двойки даже по одному предмету. Рядом с автором в обычной школе за партой сидел крупный мальчик, оставленный на четвертый год в четвертом классе; только после этого его отчислили. Другого ученика, прекрасно занимавшегося по гуманитарным дисциплинам, оставили на второй год в 9-м классе за двойку по математике. Один из них стал чемпионом СССР по самбо, а другой – ведущим юристом Москвы. Несмотря на бедность государства, золотые медали за окончание школы были действительно из золота, а серебряные – из серебра. С введением обязательного всеобщего среднего образования все изменилось…»
 
С полным текстом публикации Аскольда Ивановича можно ознакомиться здесь.

Наталья Савицкая
Подсказка для министра
 
«…Почему "Основы религиозных культур и светской этики" стали самым спорным предметом в школе. Общественный совет при Минобрнауки России обсудил первые итоги введения нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Нервозность во время обсуждения опять присутствовала. Тон задавали главные редакторы СМИ. «Мы даем вам возможность переложить решение по столь щепетильному вопросу на нас», – предложили они министру образования и науки Андрею Фурсенко. Министр подсказку не принял. Итак, апробация предмета идет в 19 субъектах РФ. Эксперимент растянут на два года. Cегодня еще два региона выразили желание принять в нем участие. Но Общественный совет настоятельно предлагает всем «не расширять» зону эксперимента. Почему? Позицию пояснил член Общественного совета главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. До сих пор нет полной ясности, а полезен ли такой предмет для школы. Есть опасность, что могут возникнуть своеобразные монореспублики, где население выберет для изучения в школе ислам – и вырастет поколение детей, которое не будет знать основ других религий. Угроза от этого «однобокого знания» вполне реальна для многонационального государства, до сих пор испытывающего трудности «переходного возраста…»
 
С полным текстом публикации Натальи Савицкой можно ознакомиться здесь.
 
 
Университетские миллиарды
 
«…Большинство отечественных вузов вообще не занимается наукой. Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал распоряжения о выделении средств на развитие федеральных и национальных исследовательских университетов. Пять федеральных университетов – Казанский, Северный, Уральский, Северо-Восточный и Дальневосточный – получат 5 млрд. руб.; еще 6 млрд. уйдут в национально-исследовательские университеты, которых сегодня 27. В ближайшие три года еще около 90 млрд. руб. дадут ведущим вузам страны. Напрашивается вопрос: не создается ли структура, параллельная Российской академии наук? И к чему вообще может привести соревнование двух систем? На самом-то деле конкуренция в научной среде – это здорово. В США, например, ученый не живет заслугами прошлого. Компетентные комиссии постоянно проверяют университеты и ученых на предмет деятельности их лабораторий. И если что не так, гранты им просто не дадут. Даже если речь идет о нобелевских лауреатах. Напомним, что наука в РФ имеет три компонента: академический, отраслевой и вузовский. Сегодня академический сектор науки ориентирован на выполнение фундаментальных исследований. До реорганизации, которая пока продолжается, он включал в себя около 850 госучреждений, подведомственных пяти государственным академиям наук. А отраслевой компонент, который ориентирован на прикладные исследования, – более 1200 организаций. Более 70% организаций, выполняющих разработки, находятся сегодня в госсобственности…»
 
 С полным текстом публикации Натальи Савицкой можно ознакомиться здесь.
 
 
Учителя завалены бумажной работой
 
«…Школам предлагают сделать свою деятельность более прозрачной. В России строят новую школу. С новым финансовым обеспечением и новым содержанием. На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию объявил, что каждая из 52 тыс. школ должна иметь собственную программу развития на 5–10 лет. А премьер Владимир Путин на заседании президиума правительства подчеркнул, что система образования должна стать более прозрачной.  Напомним, что новое финансирование обозначает осуществление принципа «деньги – вслед за учеником». Это нужно, по мнению разработчиков концепции новой школы, чтобы сделать более прозрачной схему поступления финансовых ресурсов в учебные заведения. До последнего времени разница в финансировании школ была существенной. Обычные школы всячески пытались получить статус гимназии, потому что вслед за этим в школу шли совсем иные деньги и иные сантехнические нормы. Сегодня всем школам предлагается стать особенными. Впрочем, мало написать программу развития, еще нужно доказать, что школа способна взятые на себя обязательства выполнить…»
 
С полным текстом публикации Натальи Савицкой можно ознакомиться здесь.

 
 

 

 
Новости
04.08.2017
27 июля 2017 г. состоялось заседание Попечительского совета Бунинской премии, на котором был утвержден «длинный список» литературных произведений, поступивших на конкурс. В этом году Бунинская премия будет вручена за лучшие произведения в области поэзии и поэтического перевода. Попечительский совет поручил Оргкомитету конкурса обеспечить проведение первичной и вторичной экспертизы присланных работ.
12.04.2017
29 марта 2017 г. в Московском гуманитарном университете состоялись II Академические чтения памяти члена Русского интеллектуального клуба Владимира Андреевича Лукова (1948–2014), которые были организованы Институтом фундаментальных и прикладных исследований МосГУ и Русской секцией Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия). Участникам чтений была предложена тема «Тезаурусы и тезаурусная сфера».
30.03.2017
Попечительский совет Бунинской премии объявляет конкурс на соискание Бунинской премии 2017 года за лучшие произведения в области поэзии. Бунинская премия учреждена в 2004 году для поддержания лучших традиций русской словесности в современной литературе. Ее освящает имя Ивана Алексеевича Бунина — великого русского писателя и поэта, академика, лауреата Нобелевской премии.
27.12.2016
В Московском гуманитарном университете 8–10 декабря 2016 г. проходила XIII Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». пленарном заседании ректор МосГУ, профессор И. М. Ильинский напомнил постоянным участникам и сообщил новым слушателям цели и задачи этого научного форума. Он сделал краткий экскурс в историю широкого рассмотрения проблем образования во взаимосвязи с проблемами развития человечества и окружающей среды, в которую входит не только природа, но и социум.