Студенты спорят о глобальных проблемах современности — аргументы антиглобалистов

Студенты спорят о глобальных проблемах современности: аргументы антиглобалистов

Студенты факультета международных отношений Московского гуманитарного университета подготовили под руководством профессора Ю. А. Васильева творческие работы в форме эссе, направленных на самоидентификацию личности молодого человека в современном мире, позиционирование его в условиях глобализирующегося мира. 40 эссе вошли в Студенческий альманах «Кто мы? РЕГ-2: взгляд сквозь призму глобализации» (составитель Ю. А. Васильев). Классификация студенческих эссе позволяет выделить несколько групп: тех, кто позиционирует себя в качестве глобалистов, антиглобалистов, альтерглобалистов, глокалистов, патриотов, космополитов, а также не относящих себя к какому-либо одному направлению.

Здесь представлены студенческие эссе, отражающие позицию антиглобалистов.


Сергей Авсевьев

Я — антиглобалист. Идеология антиглобализма является одной из главных составляющих современного многовекторного политического сознания. Хоть я и придерживаюсь либеральной политической идеологии, где человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью, но всё же те проблемы, которые испытывает человечество, в данный момент не могут оставаться без нашего внимания.

Разделение мира на «Запад» и «Восток» отличается не только по экономическим, торговым и политическим критериям, но и культурным, научным и религиозным. Все эти атрибуты категорически нельзя объединять вместе и ставить во главе каждого, это совершенно разные направления, сформированные временем, трудами миллионов людей.

Я хотел бы поразмышлять о волнующей меня проблеме, связанной с влиянием западной культуры на Россию. Присутствие Запада в повседневной жизни россиян очень высоко. Это объясняется массированным импортом западных товаров, ценностей, культурных образцов и т. д. В 90-х годах прошлого века, когда представление «среднего россиянина» о Западе как таковом было только на воображаемом уровне, когда человек ассоциировал Америку с джинсами, «фастфудом» и валютой, то сейчас мы знаем практически все об этой стране, культуре и повседневной жизни в частности. Конечно, это всё заслуга СМИ, но проблема не только в информационных оборотах.

Влияние Запада несет колоссальную проблему нашему обществу, мы иногда не замечаем, как сталкиваемся с аналогами американизма в повседневной жизни. Реклама по телевидению, популярные направления в музыке, сленг и остальное изо дня в день напоминают нам о себе. Идеалы принятых ценностей в нашей стране постепенно забываются, уходят в далекое прошлое, стираются из памяти.

Безусловно, время не стоит на месте, оно неумолимо движется, с этим приходят новые тенденции, качества и т. д., но все же иногда не стоит забывать о тех традициях, которые привили нам родители, хочется, чтобы хоть иногда мы вспоминали о тех моментах, когда всё было искренне, доброжелательно и открыто.

Сейчас, к сожалению, очень много общественно-коммуникативных проблем, утрачены ценности в различных направлениях, сферах деятельности, это всё осложняет пути развития современного, целостного общества.

Пути решения проблем должны зарождаться в нас самих, ведь пока мы не осознаем, что ждет нас в будущем, какие перспективы, тенденции, то мы никогда не поймем, что же нужно для предотвращения движения западной культуры, созидания мира, совершенно иного по ценностям и культуре.

Никита Гуськов

Я — антиглобалист. Как мне кажется, глобализация нужна либо развитым, либо слаборазвитым странам. Сильным — командовать, так как глобализация унифицирует человеческое сознание, слабым — для экономического развития, так как унифицируется социально-экономическое и политическое развитие стран. Россия же, по моему мнению, находится где-то посередине и глобализация нам ничего не принесет. Если задуматься, Гитлер во время Второй Мировой войны проводил ту же глобализацию, но насильственными методами.

Вспомним историю: времена наивысшего расцвета Руси приходились на правление истинно русских царей, таких как Владимир Святой, Ярослав Мудрый. Но пика своего могущества Россия достигла при императоре Петре Первом. Да, Петр проводил политику европеизации, но, примеряя западную модель к России, он неизменно изменял эту модель, а не копировал ее, как это принято сейчас. Насколько я знаю из той же истории, Россия была великой страной и в девяностые годы двадцатого века: кино, музыка. Сейчас же все это считается смешным и не заслуживающем внимания. Вывод: вместе с глобализацией идет утрата нашей духовности, нашей самобытности, нашей оригинальности и нашей гениальности. Ведь если посмотреть на русского человека и на человека любой другой национальности — становится ясно, что русские — самая образованная нация в мире.

В процессе глобализации есть такая стадия, как многоаспектная глобализация, при достижении которой весь мир осознается как единое целое. Глобализация включает унификацию сознания, в результате чего у людей отпадет потребность в общении. После наступления полной глобализации человечество будет представлять собой «марш роботов», неотличимых друг от друга.

В последнее время человечество испытывает много новых проблем: терроризм, экологическая, проблема питьевой воды. Все это — проблемы глобальные, с развитием глобализации эти проблемы усиливаются.

Глобализация — это процесс, в результате которого мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Но хотим ли мы быть зависимыми от кого-либо, да еще и от такого количества субъектов? Конечно, кто-то будет зависеть и от нас, но, если вспомнить отношение других стран к России, в это верится слабо. В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств. Глобализация способствует изменению и сокращению суверенитета государств. Политически глобализация не только не усилит Россию, но и ослабит ее. За экономическими последствиями глобализации не надо далеко ходить — недавний кризис, погрузивший мир в хаос. Из-за того, что мы живем в мире, в котором все связано, то есть в мире глобальном, крах банковской системы в США ударил по всему миру.

Самым опасным в глобализации я считаю именно многоаспектную глобализацию как ступень, и вестернизацию как процесс. На это есть много причин: влияние одной страны на целый мир, полное копирование западных идей всеми остальным странами, утрата духовности, самобытности и интеллектуального капитала всех субъектов международных отношений.

Мария Дудьева

Я — антиглобалист. Движение антиглобалистов крайне неоднородно. Его ударной волной выступают анархисты, встречаются и коммунисты, и последователи Че Гевары, и защитники окружающей среды. Большинство же составляют молодежные организации ненасильственного толка. Хотя недооценивать характер антиглобалистов нельзя — это агрессивное течение, насчитывающее несколько тысяч больших и малых подразделений по всему миру. Само их движение привлекает меня упорным стремлением уничтожить миф о наступлении эпохи гуманизма, прогресса и согласия, который навязывают СМИ развитых государств. Шикарная жизнь богатого и среднего класса, как эталон жизни — всего лишь фасад, за которым голод, грязь и страдания миллионов людей. Противостоять мировому капитализму и его претензиям превратить мир в рабов «золотого миллиарда» можно только лишь общими усилиями стран третьего мира.

Практически все сколько-нибудь значимые политические мероприятия не проходят без участия антиглобалистов. Их бурное участие, акции протеста сопровождают самые важные встречи на международном уровне. Истинный антиглобализм, по-моему, в том, чтобы быть против различных наднациональных организаций типа Евросоюза, ВТО, МВФ, ОПЕК и т. п. Так как именно они в настоящее время играют все более и более главную (фактически уже ведущую) роль в мировой политике и экономике. Все это так, конечно. Но можно быть антиглобалистом и на бытовом уровне. Для меня это прежде всего нежелание поддаваться культурной унификации.

Антиглобалисты, несомненно, правы, утверждая, что современная экономическая система капитализма наносит вред экологии в любой точке планеты и разрушает традиционные социальные связи почти во всех сообществах. Антиглобалисты отмечают ограниченность современной экономической системы капитализма. Во многом этот анализ не нов — часть постулатов была сформулирована десятки лет назад. Движение антиглобалистов отличается от прежней критики капитализма в основном отношением к современному обществу. Их политика — прежде всего и главным образом противостояние. Антиглобалисты сумели добиться того, что их взгляды получили известность как в средствах массовой информации, так и в руководящих структурах компаний и международных организаций.

Успех антиглобалистов привлек к их делу новое поколение активистов по всему миру, что укрепило движение как коалицию различных политических групп и направлений. Среди антиглобалистов продолжается дискуссия о стратегии борьбы в будущем, однако одновременно становится ясно, что недостаточно лишь следовать первоначальному импульсу объединения с единственной целью противостояния властям предержащим западного мира. Внутри движения существует множество направлений и групп по интересам, не объединенных ни общими идеями, ни действиями. Люди старшего поколения, чей активизм укоренен в левацком движении XX века, считают, что антиглобализм дает им возможность построить новый левый фронт против капитализма. Однако многие другие находят такой подход догматичным и устаревшим.

Сильная сторона антиглобалистского движения — в открытости дискуссий, в свободе развития идей о направлениях деятельности, как сегодняшней, так и будущей.

Анастасия Клименкова

Я — антиглобалистка. Движение антиглобалистов стало уникальным явлением современности. Впервые часть человечества выступает не против каких-либо конкретных политических или экономических решений властей, а против направления развития цивилизации. На вопрос, почему я выступаю на стороне антиглобалистских движений, можно дать простой и ясный ответ: потому что мне не нравится тот международный порядок, который ускоренными темпами формируется на нашей планете. Хотя наука и технологии достигли небывалого уровня развития, позволяющего решать многие неразрешимые в прошлом проблемы, сегодня в мире больше несчастья, чем когда бы то ни было. А тем временем лидеры погрязли в политических играх и делают вид, что всё в порядке, национальные правительства окончательно превратились в заурядных комиссаров реальной экономической власти. К сожалению, я не вижу новых политических идей, способных изменить жизнь человечества к лучшему. Пока только, как сорная трава, прорастают идеи фундаментализма. А что касается религиозного фанатизма, то даже представить себе страшно, куда он может нас завести. Антиглобалисты хотя бы ставят те вопросы, ответить на которые должна цивилизация, если она хочет выжить и нормально развиваться.

Мир переживает сейчас феномен экономической глобализации. Много спорят о том, что это такое. На мой взгляд, это новая форма тоталитаризма. Сегодня модно говорить о демократии, многие действия, в том числе и силовые, оправдывают необходимостью защитить ее или обеспечить торжество демократических идеалов, но демократии-то, как таковой, нет. Нельзя же всерьез говорить о демократии, когда реальная власть находится не в руках правительств, избранных гражданами, а у транснациональных монополий, которые никто не избирал. При этом граждане продолжают наивно думать, что, участвуя в голосовании, они что-то могут изменить. Эти новые диктатуры будут использовать демократическую терминологию и контролировать — напрямую или косвенно — средства массовой информации. И граждане слишком поздно осознают, что утратили все основные свободы. Зато в качестве компенсации ежедневно у них будут развлечения и хлеб. Чтобы не бунтовали.

Антиглобалисты выступают не против «глобализации», а против тех форм, в которых транснациональные корпорации (ТНК) навязывают ее человечеству. ТНК добились открытия границ для свободного перемещения капиталов (в частности, в оффшорные зоны, где можно прятать украденные миллиарды), но резко затруднили въезд в развитые западные страны извне. То есть: свобода для капитала — и отсутствие свободы для рядовых граждан. МВФ и Всемирный банк — это глубоко антидемократические организации, там всем распоряжается тот, у кого больше денег, а больше всего денег в МВФ и Всемирном банке у американских банкиров. Политика МВФ разрушила экономику десятков стран мира. «Глобализация по МВФ» привела к чудовищному росту нищеты в мире и к форменному истреблению населения планеты голодом. Во второй половине 1980-х в мире умирало от голода 30–32 млн человек в год, в начале 1990-х — уже 40 млн, к 2000 году такие данные стали уже засекречиваться.

Сегодня в борьбе против «глобализации по ВМФ» участвуют уже сотни тысяч и даже миллионы людей — и число участников движения растет как снежный ком. Против чего и кого выступают антиглобалисты? Против МВФ, Всемирного банка, Всемирной торговой организации (ВТО), транснациональных корпораций, всевластия финансового капитала, превращения человека в товар. Против уничтожения — в интересах ТНК — лесов, против сокращения дотаций на борьбу с бедностью, против платного образования, которое станет, таким образом недоступным большинству молодежи, против навязываемой ВТО политики уничтожения сельскохозяйственных площадей (с целью поддержания искусственно высоких цен на сельхозпродукцию). Против введения платного — и очень дорогого — медицинского обслуживания. Против создания спецслужбами баз данных на всех граждан. Против ограничения на въезд. Против дискриминации женщин и молодежи.

Самой известной антиглобалистской организацией является АТТАК. Это название расшифровывается так: «Действие за налог Тобина в помощь гражданам». Речь идет о предложении известного американского экономиста, Нобелевского лауреата по экономике Джеймса Тобина обложить налогом в 0,1% все спекулятивные финансовые операции и пустить полученные деньги на борьбу с нищетой и голодом во всем мире. АТТАК возникла во Франции в 1998 г. как движение против финансовых спекуляций — и стремительно выросло до сегодняшних 40 или даже 50 тыс. членов. АТТАК представляет собой сеть местных комитетов, выступающих против финансовых спекуляций, оффшорных зон, политики ВТО. АТТАК активно помогает единомышленникам в других странах. Созданы АТТАК Бельгии, Италии, Швеции, Бразилии, Аргентины. Противостоять мировому, глобальному капитализму можно лишь сплоченными усилиями стран, которым планетарный капитал отвел роль рабов «золотого миллиарда». Молодых россиян часто упрекают за то, что они во всем подражают Западу. А я думаю, что их бы стоило упрекнуть в том, что они, наоборот, катастрофически отстали от западной молодежи.

Существует два способа глобализации мира, два способа его рационализации. Это торговля и война. Торговля доделывает то, что не сделала война. А война доделывает то, что не сделала торговля. Каковы же последствия глобализации?

1. В результате глобализации никто не находится на своем месте. Все сдвинуто, смещено. Все, как перекати-поле, находятся в огромном шизофреническом пространстве. У каждого из нас теперь два «я», и какое из этих «я» мы, никто не знает.

2. Глобализация накладывает запрет на все оригинальное, самобытное. Все в мире подлежит смешению и вторичному упрощению. В свою очередь, одним из результатов смещения и упрощения является «средний человек». Что такое «средний человек»? Это и не мужчина, и не женщина, это нечто третье, бесполое. Это и не русский, и не еврей, и не крестьянин, и не интеллигент. Его трудно идентифицировать. Имя ему никто.

Глобализация создает мир симуляций, основанных только на том, что человек не может не придавать смысл бессмысленному. И за всем этим стоит всеобщий эквивалент — деньги. Этот всеобщий эквивалент заставляет нас делать не то, что мы хотим, а то, что выгодно, все мы теперь стали цивилизованными, убив в себе душу.

Большая Европа — это не только Европейский союз. Россия заявляет о том, что она открыта миру, о своем пути в Европу. Я еще не поняла, какую роль в мире хочет исполнять наша страна. Полагаю, что прежде всего сама Россия должна спросить себя: какой она хочет стать? И не получается ли так, что страна вышла из извращенного социализма, чтобы войти в развращенный капитализм?

Дмитрий Котровский

Я — АНТИГЛОБАЛИСТ. Антиглобалистское движение вошло в научный оборот в 1990-х гг. Это общее название общественных организаций, движений и инициативных групп, которые ведут борьбу с социальными, экономическими, политическими и экологическими последствиями глобализации в ее нынешней форме. Глобализация включает в себя торговлю, прямые иностранные инвестиции, деятельность транснациональных корпораций, финансовые потоки между странами, международную миграцию, распространение инноваций и т. д. Многие отрицают, что торговля и деятельность международных компаний приносят экономическую выгоду. Однако зачастую они вредят обществу. Например, та же самая деятельность ТНК в развивающихся странах вредит окружающей среде, ухудшает условия труда и ведет к уменьшению зарплат работников.

Многие компании по выпуску обуви и одежды обвиняются в том, что они создают производства в азиатских странах, где используется дешевая рабочая сила, что ведет к деградации локальной экономики. Естественно, что на иностранных фирмах те же самые условия труда и зарплата будут намного выше и вследствие чего, применительно уже к России, мы непроизвольно начинаем способствовать развитию неквалифицированных кадров и снижению производства продукции на отечественных фирмах. Зачастую многие руководители или бизнесмены, подписывая договоры о создании на территории другого государства своего производства, в нашей стране редко задумываются об экологических последствиях, где будут располагаться эти предприятия. Еще в 1997 г. известный исследователь мировой экономики Фредерик Клэрмон доказывал, что около 200 крупнейших корпораций держат под контролем мировое хозяйство, политику и информационные потоки, а их обороты составляли 26%. И на сегодняшний день ситуация не изменилась, а только приобрела новые обороты. Руководителям ТНК и их слугам, которые занимают посты в ВТО, и финансовым рынкам принадлежит вся власть, именно они диктуют нам условия и создают стереотипы для современного общества. Например, они встречаются между собой на форумах, ежегодно представляя Европейской комиссии или Североамериканскому правительству список того, что подлежит обсуждению, и это становится списком того, что они хотели бы получить от правительств.

Я не отрицаю того, что глобализация — это процесс позитивный, но у него много минусов. Иногда глобализация приносит вред, и в таких случаях в этот процесс требуется вмешательство — для уменьшения влияния негативных факторов следует создавать институты и вырабатывать соответствующую политику. Негативные стороны глобализации могут быть самыми разными — от экологической нагрузки на районы до ликвидации некоторых рабочих мест по мере того, как компании перемещают свои производственные подразделения в другие страны. НО, если будут выработаны эффективные механизмы их компенсации, то глобализация будет вызывать меньше критики. На примере России в 1990-х гг. видно, что глобализации нужна выработка постепенного подхода, что дает время на обдумывание следующего шага. Например, если слишком сильно толкнуть дверь, то она быстро откроется, но сразу же вернется и с силой ударит по открывающему. Если открывать дверь осторожно, то она просто откроется. Значительная часть критики, направленной против больших фирм, заключается в том, что они ухудшают конкурентные условия работы другим компаниям (внутренним монополиям) и вмешиваются во внутреннюю политику стран.

Сегодня существуют приверженцы разных направлений в АНТИГЛОБАЛИЗМЕ, но я придерживаюсь только нескольких из них, так как остальные направления направлены на явное разжигание агрессии среди мирного населения! Я сторонник приоритетных решений в следующих направлениях:

  • ликвидация растущего разрыва в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира»;
  • преодоление потребительского и хищнического отношения к природе, попыток «обхода» экологических проблем, вывоза грязных производств в страны «третьего мира»;
  • ограничение доминирования массовой поп-культуры, подавления свободного творчества, «стандартизации умов».

Я за МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ данных проблем, я не стремлюсь призвать народ к публичным акциям, протестам и т. п. Поэтому я предлагаю программу, которая помогла бы антиглобалистам «просочиться» в политическую и экономическую сферы и решать любую проблематику вопросов при помощи проведения конференций с задействованием СМИ и непосредственного участия народа(телемост). Создать ПОСТОЯННУЮ РАБОЧУЮ ГРУППУ, которая будет закреплена в политических и экономических организациях, предлагать дальнейшую программу по детальной разработке проектов. Таким образом, антиглобалисты смогут представлять интересы граждан мирным путем на уровне государственных сфер управления, что позволит снизить риск массовых беспорядков. Без этого, как и есть на сегодняшний день, НАС подвергают критике средства массовой информации, обвиняя в «неконструктивности», склонности к насилию, а также отсутствие с нашей стороны детально разработанных альтернативных проектов и сценариев развития, упрекают в служении интересам корпораций и в попытке выдать корпоративные интересы за естественные и объективные процессы. Они упрекают нас в идейной неясности, отказе выдвигать дальнейшую программу развития каких-либо направлений. Большая часть истеблишмента исходят из того, что глобализация — это объективный процесс, которому, с их точки зрения, нет альтернативы, а потому рассматривают антиглобалистов как консерваторов. А не выгодно ли для них это?! Они принимают все меры, для подавления или просто сокращения данного движения!

Последнее, что хотелось бы затронуть — это пункт из трех направлений, которые меня волнуют (ограничение доминирования массовой поп-культуры, подавления свободного творчества, «стандартизации умов»). Посмотрите сегодня на нашу страну, что вы видите на сцене, что показывают нам СМИ по телевизору? Они рекламируют всю иностранную продукцию (фильмы, продукты и какие-либо изделия). Последствия этой глобализации мы видим на прилавках наших магазинов, где, почти не видно российского производства. Мы смотрим зарубежные фильмы и слушаем зарубежную музыку, пытаясь подражать им, в то время как наша культура медленно деградирует вместе с молодежью. Я некоим образом не отрицаю и не ратую за восстановление «железного занавеса» или его подобия, но я считаю, что чтобы тянуться за зарубежным и внедрять все зарубежные нововведения, для начала надо разобраться в себе самих, в наших проблемах, в проблемах НАШЕГО государства.

Карен Малахов

Я — антиглобалист. Общедоступные информационные источники предлагают понимать под глобализационными процессами нечто сугубо положительное. Эдакое альтруистское развитие комплекса мер, направленного на создание идеальных условий для жизни, на удовлетворение потребностей каждого жителя страны, так или иначе вступившей на порог глобального взаимодействия. Но так ли это на самом деле? Как бы всё не обернулось угрозой национальной безопасности и духовно-культурной целостности задействованных стран.

Может моя точка зрения носит характер идеологической паранойи периода «холодной войны», но выглядит весь этот подслащенный сироп, окутывающий планету, как назидание весьма определенных стран, заинтересованных во всеобщей унификации, в глобальном подчинении, прикрытом благородными намерениями — никак иначе.

Для ясности происходящего рассмотрим социокультурный аспект данного процесса. Особо наглядно это демонстрирует нам насаждённая массовая культура, доведённая до ужасающего единообразия. Мысли человека, его самосознание прочно заколочены оглушающими лозунгами, рекламными роликами, доведённым до предельных скоростей темпом жизни. Человек с пелёнок погружён в этот кипящий котел, в эту центрифугу, в которой он сам с лёгкостью даёт вышвырнуть все лишние вопросы к правительству, все притязания на свободу мысли, выбора, слова из его головы под действием центробежной силы предлагаемой ему модели поведения.

Прочь тоскливые философствования и рефлексию — вокруг всё пестрит огнями парков развлечений. Прочь литературных гениев — вокруг тонны пережёванной политической цензурой макулатуры в ярких обложках, издающейся миллионными тиражами. Прочь беседы за обеденным столом в уютном семейном кругу — вот вам сеть быстрого питания. Вот вам и массмедиа, и столкновения конфессий, и радикальные националистические настроения, вызванные самой же глобализацией, и великое множество других способов лишний раз засорить ваш организм, душу, мысли. Ведь главное, чтобы человек не был занят тем, что питает его дух, что позиционирует его как личность, его семью как полноценную ячейку общества, его страну как полноправного участника на мировой арене, с чьим мнением должны считаться. Обезоруживание человека в духовном плане, лишение его осознания личного неприкосновенного пространства, «прорубленные окна» в национальной культуре вместо приоткрытых в меру «дверей» — всё это во многом облегчает решение экономических и политических проблем в чью-то пользу. Раз — и позабыты предки и былые победы, два — и у подрастающих поколений другие идеалы, три — и их уже ничего не держит на Родине, нет желания и возможности поднять страну с колен. А ведь, казалось бы, как всё хорошо начиналось…

Я не говорю о том, что нужно полностью обособляться, не пропагандирую никаких автономных режимов существования стран под «железными занавесами». Всё должно быть в меру, всё должно быть осознанно и интерпретировано с учётом локальных особенностей. Когда мир научится правильно объединять глобальные возможности с локальными интересами, тогда в нём станет более — менее спокойно и комфортно. Но пока кто-то старается этого не допустить, наверное, кому-то это просто невыгодно.

Георгий Шишкин

Я — антиглобалист. На сегодняшний день глобализация набирает обороты. Глобальное правительство, глобальная экономика, единые законы и права, единая волюта — во всём есть свои плюсы и минусы. Однако минусов больше. Наступивший в США экономический кризис проявился не только в Штатах, но и во всём мире из-за глобальной экономики. Разве такое могло произойти во времена СССР при «железном занавесе»?

Глобальное правительство станет ещё более подкупным. Противоречия дают стимул к развитию, а какие противоречия, если вся система едина? Всю историю мир был многополярным, и только в последнее время стал двуполярным.

Да, глобализация может привести к отсутствию войн. Но если на это взглянуть с другой стороны? Одно государство уничтожает другое и тем самым даёт себе развиваться.

Если жизнь станет однообразной, обыденной, то общество начнёт загнивать.

В наше время ТНК стараются контролировать политические и экономические процессы в мире, пытаются влиять на правительства разных стран. Я считаю, что им будет легче осуществить это при глобальном правительстве. Надо постараться помешать этому.

Глобализация может вполне привести к массовому контролю населения, а «избранные» будут управлять ими.

Каждый человек неповторим по-своему, и мы не должны затеряться в толпе.

 
Новости
04.08.2017
27 июля 2017 г. состоялось заседание Попечительского совета Бунинской премии, на котором был утвержден «длинный список» литературных произведений, поступивших на конкурс. В этом году Бунинская премия будет вручена за лучшие произведения в области поэзии и поэтического перевода. Попечительский совет поручил Оргкомитету конкурса обеспечить проведение первичной и вторичной экспертизы присланных работ.
12.04.2017
29 марта 2017 г. в Московском гуманитарном университете состоялись II Академические чтения памяти члена Русского интеллектуального клуба Владимира Андреевича Лукова (1948–2014), которые были организованы Институтом фундаментальных и прикладных исследований МосГУ и Русской секцией Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия). Участникам чтений была предложена тема «Тезаурусы и тезаурусная сфера».
30.03.2017
Попечительский совет Бунинской премии объявляет конкурс на соискание Бунинской премии 2017 года за лучшие произведения в области поэзии. Бунинская премия учреждена в 2004 году для поддержания лучших традиций русской словесности в современной литературе. Ее освящает имя Ивана Алексеевича Бунина — великого русского писателя и поэта, академика, лауреата Нобелевской премии.
27.12.2016
В Московском гуманитарном университете 8–10 декабря 2016 г. проходила XIII Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». пленарном заседании ректор МосГУ, профессор И. М. Ильинский напомнил постоянным участникам и сообщил новым слушателям цели и задачи этого научного форума. Он сделал краткий экскурс в историю широкого рассмотрения проблем образования во взаимосвязи с проблемами развития человечества и окружающей среды, в которую входит не только природа, но и социум.