Студенты спорят о глобальных проблемах современности — другие мнения

Студенты спорят о глобальных проблемах современности: другие мнения

Студенты факультета международных отношений Московского гуманитарного университета подготовили под руководством профессора Ю. А. Васильева творческие работы в форме эссе, направленных на самоидентификацию личности молодого человека в современном мире, позиционирование его в условиях глобализирующегося мира. 40 эссе вошли в Студенческий альманах «Кто мы? РЕГ-2: взгляд сквозь призму глобализации» (составитель Ю. А. Васильев). Классификация студенческих эссе позволяет выделить несколько групп: тех, кто позиционирует себя в качестве глобалистов, антиглобалистов, альтерглобалистов, глокалистов, патриотов, космополитов, а также не относящих себя к какому-либо одному направлению.

Здесь представлены студенческие эссе, отражающие позиции тех, кто в своих размышлениях не идентифицировал себя с каким-либо одним направлением.


Марина Артюхова

В XXI в. стремительно и непредсказуемо меняющийся мир вызывает противоречивые суждения. Одни верят в перспективу глобального мирового порядка, другие — в знак угрозы этому порядку, предугадывают планетарные социоэкономические катастрофы и потенциальную вероятность «схватки цивилизаций». Увеличение численности населения и миграционные процессы, проблемы ограниченности ресурсов и охраны окружающей среды, борьба за ресурсы и сферы влияния — эти и другие глобальные проблемы и факторы предопределяют острые коллизии на международной арене.

Современная эпоха определяется как эпоха расширяющихся и углубляющихся процессов глобализации в современном постиндустриальном и стремительно информатизирующемся мире. Понятие «глобализация» (от лат. globus — «шар» и фр. global — «всеобщий») означает совокупность мировых процессов, отражающих противоречивое, стихийное и сознательное движение различных человеческих сообществ к общепланетарному взаимодействию и сотрудничеству во всех их аспектах: политическом, технологическом, научном, образовательном, культурном, торгово-экономическом, финансовом, информационном, производстве различных услуг и др.

Современная глобализация осуществляется в условиях вступления мирового сообщества в иную эпоху, новую фазу «осевого времени». Идея такого хронополитического подхода принадлежит известному немецкому философу К. Ясперсу. Он отмечал, что первое «осевое время» (с VIII в. до н. э. по II в. до н. э.) охватывает тот период, когда возникли ведущие древние культуры и религии, началось их взаимодействие, были заложены основные принципы мышления человека, политические и философские категории. Второе «осевое время» (1500-1800 г.г.) охватывает период, когда произошел взлет европейской мысли, становление капиталистической промышленности, закладка основ величия западной цивилизации.

Ныне речь идет о третьем уже глобальном «осевом времени», когда начинает формироваться всепланетарная цивилизация на началах противоречивого сочетания единства и целостности мирового сообщества, — с одной стороны; разнообразия, диверсификации и плюрализма центров, народов, цивилизаций, культур, религий и т. д. — с другой.

Российское общество быстро становится частью глобального мира. Это закономерное следствие поворота от советского периода к открытой модели развития страны. Для меня, однако, далеко не безразлично, каким образом будут протекать процессы глобализации. Россия должна быть активным участником процессов глобализации, без чего невозможно обеспечить законные национальные интересы страны.

Современный этап глобализации отличается от предыдущих тем, что в силу уникальных достижений научно-технической революции и общего характера развития человечества он приобрел ряд новых качественных свойств и отличий. Глобализационные процессы в наше время приобрели общепланетарный (всемирный) характер, охватывают все основные направления развития и сотрудничества различных сообществ, втягивают в свое русло все большее количество участников на всех уровнях международных отношений, усугубляют проблему углубляющегося противоречия между растущей тенденцией к интернационализации («западнизации») мирового сообщества, с одной стороны, и сохранением национально-культурной (этнической) и религиозной идентичности его субъектов — с другой.

Прежде всего, следует отметить тенденцию к становлению финансово-экономической системы, функционирующей по единым правилам в масштабе всей планеты. Даже наиболее развитые государства не могут игнорировать эти явления. Они вынуждены учитывать их при разработке и реализации своих внешнеполитических и внешнеэкономических, а также внутренних стратегий.

Глобализация развивается в условиях противоречивого взаимодействия и острых противоречий не только между государствами, но и между основными мировыми цивилизациями и культурами: западной (католической и протестантской), православной (славянской), арабо-исламской (мусульманской), индо-буддийской, китайско-конфуцианской, африканской, латиноамериканской и другими, все активнее выступающими субъектами глобальных отношений. Одной из ведущих тенденций и направлений современного этапа глобализации мирового сообщества является его развитие в результате совместных усилий многих государств, но происходит это под эгидой мировых финансовых центров, при приоритете стран Запада в их нередко корыстных интересах. Односторонне ориентированные глобализационные процессы несут опасность унификации мира, монополии одной державы (или союза держав), мощных, приобретших всемирный характер корпоративных объединений, давно ставших самостоятельными субъектами мировой политики. Характерна в этой связи точка зрения американского историка Р. Стила, который весьма откровенно заявляет, что «наши (американские) политические установления отправят все системы в мусорную корзину, которая эффективно погребла все прочие формы производства и распределения… Культурное давление посредством Голливуда и Макдональсов ощутимо во всех уголках планеты, и это давление подрывает другие общества. В отличие от традиционных завоевателей, мы не довольствуемся подчинением себе всех — мы настаиваем на том, чтобы они стали нашим подобием…Мы являемся самыми неутомимыми прозелитами мира».

Многие специалисты обращают внимание на то, что тенденции к научной, технической и информационной интеграции человечества противостоит политика использования ее мировой финансово-спекулятивной олигархией для установления своей глобальной гегемонии. Главная опасность состоит в том, что такая политика сопровождается нивелировкой многоцветного мира «земли людей» с подгонкой его под единые стандарты современной западной культуры и социально-экономической организации. Западная цивилизация расчищает для себя «игровое поле», для того чтобы оно было оптимально для игры в «западные игры» игроками из Западного мира».

Информационная и культурная экспансия извне обычно осуществляются вместе и одновременно с экспансией политической, экономической, технической. В условиях глобализации возросла лишь эффективность их деятельности. Характерными чертами современной культурной экспансии являются: перенесение образа жизни и ориентации; внедрение и распространение западной культуры как универсальной, исключающей другие виды культур; стремление достичь культурного внедрения политических и иных целей; односторонний поток информации от «центра» к «периферии»; формирование в зависимых странах прозападной культурой элиты, которая должна служить опорой соответствующего влияния.

Современные глобализационные «правила игры» усугубляют тенденцию к увеличению разрыва в благосостоянии между гражданами стран «золотого миллиарда» и остальным населением Земли. «Разведение» мира на «золотой миллиард» и бедствующие три четверти остального человечества создают взрывоопасную ситуацию столкновения цивилизаций, наций, народов, культур.

Я не являюсь сторонником глобализации, так как этот процесс несет много негативных последствий, но и причислить себя к антиглобалистам тоже не могу, так как у глобализации есть и положительные стороны, она облегчает взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой процесс.

Анна Браславец

Хочу поделиться своим мнением касательно двух процессов и двух сторон жизни — глобализации и антиглобализации.

Цивилизация склонна постоянно развиваться, все разрастаясь и разрастаясь. Вполне логично, что она будет так же склонна к глобализации. Однако объединение цивилизаций, очевидно, положительно, и бороться с ним бессмысленно, никакие демонстрации антиглобалистов здесь не помогут. Однако в области культуры глобализация означает уничтожение национальной специфики. Скажем, крики о том, что надо унифицировать написание и перевести русский язык на латинскую графику, с моей точки зрения, — вредны. И люди не захотят этого делать, потому что в кириллице выражается национальная специфика. Например, сколько было предложений сделать сложнейшее китайское письмо фонетическим. Но китайцы не желают этого делать, потому что иероглифы являются частью национальной культуры.

Можно вспомнить полемику в российской прессе относительно замены всех систем письменности, в том числе и кириллицы, — латиницей. Сторонники этой сомнительной идеи основываются на том, что в условиях глобализации и компьютеризации «устаревшая» русская письменность должна перейти на латинскую графику, чтобы интегрироваться в Европу, не остаться «на задворках цивилизации». Однако как много народов обрекаются этим тезисом на «нецивилизованное» бытие — греки, евреи, арабы, народы Индии, армяне, грузины, китайцы, японцы.

Сердцем духовной культуры является язык, а если этот язык имеет алфавит тысячелетней традиции, на котором написаны и напечатаны миллионы и миллионы книг, то призыв изменить алфавит оказывается призывом отказаться от всей предшествующей духовной культуры. Неумеренность цивилизации-глобализации в безразличных для нее вопросах представляет собой реальную угрозу для национальных культур.

Культура рождает духовность, без которой жизнь человека лишается смысла, как бы ни была она благополучна в материальном смысле. Цивилизация не отрицает Бога, но и не признает греха. Она атеистична на практике, потому что неизбежно ведет к освобождению общества от влияния религий. Но появляются новые идолы — мода, деньги, насилие, цинизм, эгоизм. Исчезает культура стыда, смысл раскаяния, обесцениваются старые (религиозного происхождения) понятия — доброта, милосердие, благотворительность, прощение, жертвенность.

Сложно сказать, являешься ли ты глобалистом или антиглобалистом. Проще не относить себя к какому-либо направлению, а остаться самостоятельной личностью, верной своим мыслям и чувствам.

Ольга Исупова

Каждый человек — часть огромного мира, каждый человек — отдельная личность. Каждый человек тянется к обществу, каждый человек стремиться к самостоятельности. Сочетая в себе ряд противоречий, человек создает и мир вокруг себе под стать. Можно говорить о глобализации мира, можно — об антиглобалистских тенденциях. В обоих случаях представить достаточное количество доказательств в защиту собственной позиции, но как найти истину?

Осознание себя как личности — важный процесс в жизни каждого человека. Без него невозможно развитие, а почетно ли быть частью бездумного стада? Не всем дано вершить судьбы мира, но хотя бы собственную судьбу — отчего бы и нет? Но считается, что «один в поле — не воин», а человек — существо социальное. Всем нужны поддержка, единомышленники, внимание. Люди тянутся друг к другу, собираются в группы, клубы, сообщества. «Вместе веселей», «в тесноте — да не в обиде», как говориться. Как не остаться в одиночестве со своей индивидуальностью, как не потерять себя и свое мнение в толпе? Где найти ту грань, где-то между?

Во главе государства стоят люди, и направление развития им тоже задают люди, потому и тенденции те же. Яркие, сильные выделяются на общем фоне, собирают вокруг себя более слабых. Способные постоять за собственную индивидуальность сохраняют ее, других же поглощают.

Я думаю, что главное — не отрицая общества, сохранить себя. Это применимо как в рамках отдельно взятых людей, так и для государств и мира в целом. Самое важное для меня — это гармония в самой себе и с окружающим меня пространством. А гармония возможна только в том случае, когда удается найти «золотую середину» между обществом и индивидуальностью, глобальным и локальным, альтруизмом и эгоизмом.

Ольга Старовойтова

В современном мире, где происходят великие тектонические изменения, мало кто до конца осознает причины и последствия этих изменений и возможные перспективы развития человечества.

Главная проблема нашего времени — проблема непонимания. Основная беда того, что у нас происходило и происходит — именно непонимание реальности. Чтобы правильно поступать, надо правильно понимать. Социальные процессы становятся всё менее предсказуемыми, ибо всё труднее становится уловить связь между причиной и следствием, между действием и его результатом. Возникают трудности понимания современным человеком своего социального мира и самого себя.

То, с чем мы сегодня сталкиваемся, а именно с рассмотрением процесса глобализации, актуально, поскольку глобализация является контекстом современного общественного развития. Понятие глобализации вошло в научный оборот в последние десятилетия XX века. Существует множество концепций, объясняющих природу глобализации, ее сущность и последствия. Глобализация проявляется во всех основных сферах жизни человеческого общества, в частности она оказывает влияние на формирование политических институтов и протекание политических процессов на различных уровнях. Глобализация — это процесс, в результате которого мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Сегодня под термином «глобализация» ее противники понимают такое развитие основанной на конкуренции и максимализации прибыли капиталистической системы, при котором влияние крупных концернов приобретает надгосударственный характер. Негативным в этом процессе, по мнению противников глобализации, является то, что неограниченная концентрация экономической власти и прибылей приводит к прямому противостоянию ТНК и социально-экономических интересов отдельных государств, принципов социальной справедливости. По мнению противников глобализации, обогащающийся класс заинтересован в сохранении и развитии этой системы, для чего и реализуется концепция глобализации. Кроме того, для значительной части участников движения процесс глобализации означает уничтожение местных компаний финансово могущественными концернами или организациями. Нельзя отрицать и угрозу уничтожения национальной самобытности и государственного суверенитета, демократии, культурных особенностей, традиций, местных экономики и сельского хозяйства.

Но глобализация есть объективный процесс, и остановить развитие цивилизации невозможно. Антиглобализм идейно расплывчат и потому не позволяет реально бросить вызов существующей политической и экономической системе.

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает все большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на дела внутри государства. Причем регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов. Глобальные и локальные тенденции «в конечном счете взаимодополняемы и взаимопроникают друг в друга, хотя в конкретных ситуациях могут прийти в столкновение» (Роланд Робертсон).

Идея автаркии (экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот) мне симпатизирует. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной самостоятельно обеспечить себя всем необходимым. Но развитие автаркии в стране идёт вразрез с закономерностями развития мировой экономики, что в некоторых случаях приводит к хозяйственной отсталости страны.

Несмотря на всю серьёзность проблемы самоидентификации, я все же отношу себя к категории оптимистов. И могу отметить, что сейчас в России стремительно растет число людей, способных глубоко и без всяких иллюзий понимать происходящее в России и в мире, способных правильно оценивать перспективы, и что особо важно, способных действовать в духе своего понимания на благо нашего народа. Если посмотреть на нашу историю, то есть одна общая закономерность: из всех переделок и катастроф мы выходили всегда более окрепшими и более достойными. Поэтому будем надеяться на лучшее, а готовиться к худшему.

Ирина Терехова

Я могу твердо заявить — Я ПОПУТЧИК. Я не могу придерживаться какой-либо идеи, не борясь или не отстаивая ее. Тут же смысла борьбы я просто не вижу! Все из-за того, что везде есть свои плюсы и минусы. Скорее всего, я выберу антиглобализм, ну, хотя бы из-за их лозунга — «Живи, Земля! От вражды к сотрудничеству цивилизаций». Сопротивление новому мировому порядку»… Для меня это значит, что они что-то хотят изменить, лозунг вдохновляет…

Но в то же время я прекрасно понимаю, что быть антиглобалистом — значит, в сущности, протестовать против мирового рынка, против ввоза иностранного капитала. А разве это плохо — обогащать страну извне? Разве мы не черпаем огромную прибыль за счет иностранной наемной рабочей силы? Это идет лишь на благо России. Я считаю положительными качества глобализации лишь те, с помощью которых моя страна может обогащаться. Стереть все границы — объединить ВСЕ и ВСЕХ — вот основной лозунг глобальности. Объединить, стереть, и в результате — ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ. Где будет та уникальность, присущая лишь русскому народу? Я считаю, что к этому наша страна не придет еще хотя бы лет сто, по крайней мере, не при нашем правительстве.

Если вообще считаться с мнением народа в России, который хотя бы как-то задумывался бы об этом, то перед моими глазами нет ни одного настоящего глобалиста. А вот антиглобалистов — просто куча, которые, не боясь, раз в год выходят на улицы Москвы, — я это видела. Взять хотя бы известный всем Русский марш, который проходит каждый год. 4 ноября мы празднуем День Народного Единства. В этот день по стране проходит традиционный Русский марш, призванный укрепить наше единство и готовность к борьбе за интересы Русского народа. Там не только толпа народа может кричать: «Нация, нация — превыше всего!», «Избавим русскую нацию — Закроем с юга миграцию!», «Деды прогнали поляков и немцев, не будем и мы под ярмом иноземцев!». Вместе с молодежью идут священники с иконами, дипломаты, некоторые руководители политический партий. Русский марш не могут запретить, так как статья 31 Конституции Российской Федерации гласит: «Граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить митинги, собрания, демонстрации, шествия и пикетирования».

Я думаю, что можно то самое окно, прорубленное Петром, этим окном и оставить. Не стоит превращать его в открытую дверь! Россия — великая страна, и имея такие ресурсы, имеет возможность не «прогибаться» под тот же самый Запад, а быть сверху!

Александр Цветков

Я — социопат. Личные размышления в виде тезисов навеяны созерцанием глобализирующегося мира.

Не мешаю другим мыслить иначе.

Н. М. Карамзин

1. Для меня глобализация — неотвратимый процесс, который можно либо признавать, либо не признавать, и в зависимости от ситуации выбирать необходимый вариант для себя, выгода останется первостепенной. Когда знаешь, что прав — нет необходимости доказывать окружающим свою правоту. Великое заблуждение, что «истина рождается в споре»: когда истина — она одна, и прав может быть только один, с ним можно и нужно согласиться. Мир огромен, и все участники мира, так или иначе, при развитии технологий будут контактировать между собой, их к этому побуждает нужда, алчность, любопытство. Государства часто ограничивают свое население, так как лидеры государств защищают свои интересы, и отчасти интересы народа: незнающим народом проще управлять. Многие провокационные материалы заблокированы в Интернете, простой пример откровения: получая ссылку от приятеля на ролик с ютуба, ютуб, пробив IP пользователя, может выдать сообщение «данный видеоролик запрещен к просмотру на территории вашей страны». Именно поэтому опытные хакеры используют прокси-сервера различных стран и областей, это проявление любопытства.

Многие страны «выживают» в экономическом плане за счет трудовых мигрантов: одни за счет иммигрантов, другие за счет эмигрантов. Страны Евросоюза используют единую визовую систему, чтобы ограничить доступ миграций трудового населения извне и «подкармливать» только своих — пример намеренной регионализации. У стран СНГ такая же ситуация, только регионализация происходит самостоятельно, без действий свыше. Проблема трудовых мигрантов и создание для них условий побуждает нужда государств, а не нужда населения, так как нужду населения решает государство.

Сильные всегда правы, а если и не правы, то с их мнением соглашаются, следовательно, они и есть — истина. Военные авантюры, экономическое шарлатанство, политическое давление — только сильное государство получает эти привилегии, алчность есть вечное качество человечества, и еще ни разу оно не было вредным… ну разве что для совести. Американцы не признают совесть, у них слишком строгий кодекс и законодательство. Как социопат я сторонник этого, моральные качества могут и должны быть заменены общепринятым кодексом, ведь наше государство выбрало аналогичный путь.

Пример истины по-американски: «История правления ныне царствующего короля Великобритании — это набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосредственной целью которых является установление неограниченного деспотизма» (Декларация независимости США, 4 июля 1776 г., о короле Георге III).

Жизнь есть обман — счастлив тот,
кто обманывается приятнейшим образом.

Н. М. Карамзин

2. Цель государства — сохранить свою власть, а власть очень легко теряется: а) власть можно потерять извне, чтобы этого не случилось — владения государства должны быть прочны во внешнеэкономическом и политическом плане; б) власть можно потерять над народом, чтобы этого не случилось — массы во владениях государства должны быть довольны жизнью. Вот две никогда не решаемых проблемы, все государства балансируют, кто-то раскачивается больше, кто-то меньше, стабильного состояния не существует. Народ никогда не будет счастлив, так как народ любопытен, алчен, и нуждается в том, что не всегда необходимо, но по убеждениям — ему нужно.

Рассмотрим сильных. Америка: а) привилегия экономического шарлатанства делает возможным, раскачиваясь, всегда удерживаться не падая. Привилегия военных авантюр и политического давления дают возможность восстанавливать ослабленный или временно утраченный авторитет государства; б) счастье народа — это когда у народа нет жесткой нужды, он удовлетворен любопытством, и возможности опережают желания (идеальная борьба с алчностью). Эта проблема решена. Социальная помощь позволяет людям, не работая, жить, народ не пойдет против власти, так как он может лениться, не работая. Вопрос нужды решен. ЕГЭ, государственное тестирование позволяют убедить народ, что он знает все, или заставить его изучать только то, что ему надо для сдачи тестов, любопытство ограничено, ему выбран вектор, выгодный государству. Кредиты, заем, страхование, если у человека чего-то нет, он может взять очередной кредит, выплачивая его. Он каждый раз, выписывая чек банку, напоминает себе, за что именно он выплачивает, тем самым на психологическом уровне он чувствует, что старое приобретенное обновляется, напоминает о себе и о своей цене, алчность затухает, желания угасают.

Народ счастлив.Важным элементом в этом остается устранение культурных различий, иначе желания у всех разные, а при разных желаниях появляется зависть, хочется и того, что хочется, и того, чего хочется другому, для этого и придумана интеграция во всех ее направлениях.

Люди охотно верят тому, чему желают верить.

Гай Юлий Цезарь

3. Создать иллюзию для народа (я считаю, что все правильно и верно), — к власти нельзя прийти просто так, там умные и талантливые люди, они тоже стремятся к счастью и к получению благ. Но надо, чтобы люди были счастливы, их надо заставить верить в то, что они счастливы, этот вопрос облегчен появлением СМИ. Включим новости, каждый день где-то праздник, частушки, пляски, счастье, а если станет грустно на душе, в тех же новостях убийства, катастрофы, и вроде бы понимаешь, как тебе повезло, что ты не там, ты здесь, в тепле перед телевизором. Проблемы будут всегда, но можно создать и вымышленные, в том числе алкоголизм, наркоманию, заболевания, потерю моральных устоев или просто заставить народ трудиться, чтобы не было сил заниматься чем-то, что не предусмотрено обыденностью.

Войско баранов, возглавляемое львом,
всегда одержит победу над войском львов,
возглавляемых бараном.

Наполеон Бонапарт

4. В развитом информационном обществе лев — это тот, кто владеет информацией, следовательно, бараны являются полной его противоположностью, и целью льва является лишение информации баранов, в первую очередь о себе, о своих действиях, а также защитить своих баранов от чужой информации, вариант железного купола, но в информационном обществе купол и есть те самые СМИ и блокировки в Интернете. Закрыт доступ к реальной информации, а существующей к доступу информации слишком много, ее ассортимент велик, в ассортименте ее даже если и проскользнет истина, она будет незаметна, информации переизбыток. Глобализация и регионализация открывают возможности как для сильных, так и для слабых, все имеют общие цели, и их можно добиться даже на малых владениях своих государств, создав могучее интеграционное движение для упрощения контроля над народом, и проводить глобализацию и регионализацию для экономического и политического укрепления является идеальным выходом, до тех пор, пока интересы государств не сталкиваются — все будут довольны.

Да, иногда случаются коллапсы, и в них, как в метро, падает один — тянет всех за собой, так легче встать, если нагрузка распределится на всех поровну, главное чтобы последний не надорвался…

Глобализация, интеграция, локализация, интеграция — вечные переменные для укрепления власти в каждом государстве, власти в каждом обществе, в микро-, макро-, на всех уровнях системы, где вообще находится человечество, от детской песочницы до трибуны в зале ООН.

 
Новости
04.08.2017
27 июля 2017 г. состоялось заседание Попечительского совета Бунинской премии, на котором был утвержден «длинный список» литературных произведений, поступивших на конкурс. В этом году Бунинская премия будет вручена за лучшие произведения в области поэзии и поэтического перевода. Попечительский совет поручил Оргкомитету конкурса обеспечить проведение первичной и вторичной экспертизы присланных работ.
12.04.2017
29 марта 2017 г. в Московском гуманитарном университете состоялись II Академические чтения памяти члена Русского интеллектуального клуба Владимира Андреевича Лукова (1948–2014), которые были организованы Институтом фундаментальных и прикладных исследований МосГУ и Русской секцией Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия). Участникам чтений была предложена тема «Тезаурусы и тезаурусная сфера».
30.03.2017
Попечительский совет Бунинской премии объявляет конкурс на соискание Бунинской премии 2017 года за лучшие произведения в области поэзии. Бунинская премия учреждена в 2004 году для поддержания лучших традиций русской словесности в современной литературе. Ее освящает имя Ивана Алексеевича Бунина — великого русского писателя и поэта, академика, лауреата Нобелевской премии.
27.12.2016
В Московском гуманитарном университете 8–10 декабря 2016 г. проходила XIII Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». пленарном заседании ректор МосГУ, профессор И. М. Ильинский напомнил постоянным участникам и сообщил новым слушателям цели и задачи этого научного форума. Он сделал краткий экскурс в историю широкого рассмотрения проблем образования во взаимосвязи с проблемами развития человечества и окружающей среды, в которую входит не только природа, но и социум.