Гетьман И. В. Предпосылки становления информационного общества в условиях построения гражданского общества в Украине

И. В. Гетьман

кандидат юридических наук,
старший научный сотрудник
Института государственного строительства
и местного самоуправления АПрН Украины

Предпосылки становления информационного общества в условиях построения гражданского общества в Украине

В третьем тысячелетии, когда происходит переход человечества в качественно другое состояние, в общественной жизни Украины постепенно закрепляются приоритеты и осуществляется формирование гражданского общества. На данном временном промежутке существуют серьёзные отечественные и зарубежные научные изыскания, посвящённые проблематике условий становления гражданского общества[1]. Кроме того, можно констатировать систематическое проведение авторитетных и представительных конференций на национальном и международном уровнях, по заявленной выше проблеме[2]. Так, например, экзистенциальные аспекты формирования гражданского общества были ключевыми при проведении «круглого стола» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии» в Москве в 2002 году, в ходе которого было выведено заключение о «правовом гражданском обществе», которое при помощи права объединяет в себе как гражданские, так и государственные стороны. Кроме того дискуссионные вопросы взаимосвязи и взаимообусловленного влияния информационных технологий на гражданское общество в т. ч. и в глобальных масштабах являются предметами рассмотрения на многочисленных конференциях, проводимых на Украине в частности в г. Харькове по инициативе Академии правовых наук Украины, Харьковской ассоциации политологов, Национальной юридической академии Украины имени Я. Мудрого, Научно-исследовательского института государственного строительства и местного самоуправления Академии правовых наук Украины. Как все по-настоящему фундаментальные проблемы, проблематика гражданского общества многомерна, имеет междисциплинарный характер и требует создания эффективной методологии, которая способна объединить усилия различных частных методов и обеспечить непосредственный выход на понимание заявленных ранее вопросов. Поэтому, несмотря на активную исследовательскую работу, существует ещё достаточно неизученных аспектов по данной теме. Так, нам хотелось бы более предметно осветить процесс становления гражданского общества в Украине, рассмотреть условия, факторы, влияющие на это, определив главенствующую роль глобальной информатизации, способствующей законодательному и практическому становлению национального информационного общества.

Национальное гражданское общество является сферой наибольшего переплетения общественного и частного, отдельного от государства; институтом, где граждане создают объединения и ассоциации в соответствии с их собственными интересами и потребностями. В это же время для своего полноценного функционирования гражданское общество требует эффективного демократического и правового государства. Последнее необходимо как для ограничения эгоистических и антисоциальных порывов, характерных для индивидов, которые составляют общество, так и для исполнения отдельных функций по развитию и защите социума. В этом аспекте демократическое государство и национальное гражданское общество должны и могут выступать как равноправные субъекты социального взаимодействия. Таким образом, идея гражданского общества рассматривается в науке как философская концепция развития человеческого общества, в центре которой находится человек, его жизнь, интересы, потребности[3]. В таких условиях гражданское общество приобретает своё внешнее выражение в многочисленных гражданских институтах, которые создаются индивидами и функционируют на основах самоуправления (среди них: частные предприятия, коммерческие организации, объединения по интересам, политические партии, общественные организации, профсоюзы, негосударственные средства массовой информации и т. д.). Как было уже указано ранее, институты гражданского общества обусловлены непосредственными жизненными потребностями и интересами людей (среди основных потребностей: жизнь, свобода, безопасность, частная собственность). Существующая в рамках гражданского общества взаимосвязь между индивидами является характерной чертой разных видов социального общения, определяющее место среди которых в условиях построения правового, демократического государства отводится правовому общению равных в своих свободах и правах индивидов, с целью достижения взаимопонимания и компромисса. Описанные выше позитивные тенденции относительно формирования гражданского общества в Украине могут поучить своё будущее развитие при наличии следующих условий:

Во-первых, постепенный отказ от понимания права только как одностороннего, государственно-властного предписания; во-вторых, становится необходимым отказ от превалирующего значения принуждения, из-за того, что право теперь необоснованно считать, в основном, системой угроз, подкреплённых силой; в-третьих, во время правового регулирования межсубъектных отношений в гражданском обществе предпочтение должно предоставляться примирительным и согласовательным рычагам права; в-четвертых, возникает практическая необходимость учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность при становлении гражданского общества в Украине от влияния процессов глобальной информатизации, влекущих за собой возникновение полноценного информационного общества.

Если ещё несколько десятилетий назад отечественная юридическая наука не знала понятия «информационное общество», то в нынешних условиях развития социума мы берём на себя смелость констатировать наличие всех предпосылок, и в первую очередь законодательных, для формирования отдельной отрасли законодательства − информационной. И поскольку в сегодняшнее время переход от индустриального общества к информационному получает уже не теоретический, а прикладной характер, тем более учитывая тот факт, что информационные процессы непосредственно влияют на становление институтов гражданского общества, закономерным представляется охарактеризовать ситуацию (в первую очередь законодательную) информационных трансформаций в гражданском обществе Украины. Итак, во-первых, мотивировочную базу взаимосвязанности гражданского общества и информационных процессов, подкрепляют мнения всё большего числа отечественных и зарубежных теоретиков права. В целостном виде их представляет А. И. Ракитов. Так, учёный обобщает, что общество считается информационным, в случае если: любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой части государства и в любое время могут получить за соответствующую оплату или бесплатно на основании автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых заданий. При этом в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология[4]. Подводя в этой части итог, укажем, что взаимообусловленность институтов гражданского общества, создаваемых с целью удовлетворения непосредственных жизненных потребностей и интересов людей, и информационных технологий действительно имеет своё предопределённое нынешними факторами прогрессивного развития место.

Во-вторых, украинское государство принадлежит к тем субъектам, у которых развитие информационно-коммуникационных процессов только начинается. В мировом же масштабе развитие информационных процессов носит уже глобальный характер, но наряду с этим каждое государство прокладывает свой собственный путь перехода к более широкому использованию информационных технологий с целью трансформации социально-экономических процессов[5].  Например, европейское сообщество с 1994 года определило приоритетным заданием построение информационного общества, не только государствами-членами ЕС, но и в глобальном мировом масштабе, вовлекая в эти процессы как можно большее количество союзников. Эта стратегическая цель Евросоюза продиктована тем, что в современных условиях информация во многих государствах отнесена к основным приоритетам и находится в поле зрения государственного управления. В Соединённых Штатах Америки, Франции, Германии, Великобритании существуют чёткие схемы государственного управления информационными системами по сбору и распространению научной, научно-технической, правовой информации и созданию условий для обеспечения удобного доступа к ней.

Приблизительно с этого же времени построение информационного общества происходит и в нашем государстве. Так, I раздел Закона Украины «Про Основні засади розвитку інформаційного суспільства в Україні на 2007–2015 роки»[6] закрепляет, как один из главных приоритетов для Украины стремление построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество. Принятие данного нормативно-правового акта отвечает общей тенденции, которая имеет место в большинстве развитых мировых государств в отношении создания соответствующих программных документов и способствует привлечению нашего государства к общемировым процессам глобализации и информатизации.

Более уточняющий и прикладной характер по отношению к программным положениям рассмотренного выше Закона носят нормы Закона Украины «Про Національну програму інформатизації»[7]. Так, ст. 2 указанного нормативно-правового акта закрепляет процедуру формирования в нашем государстве собственной Национальной программы информатизации. Последняя представляет собой комплекс взаимосвязанных отдельных заданий (проектов) информатизации, направленных на реализацию государственной политики и приоритетных направлений создания современной информационной инфраструктуры Украины за счёт концентрации и рационального использования финансовых, материально-технических и иных ресурсов, производственного и научно-технического потенциала государства, а также координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан в сфере информатизации. Подводя итог анализу приведённых нормативных положений укажем, что главным образом цель создания Национальной программы информатизации заключается в создании необходимых условий для обеспечения граждан и общества своевременной, достоверной полной информацией путём широкого использования информационных технологий, обеспечения информационной безопасности государства.

Наряду с этим нормативная база, на которой мы остановились ранее, ещё не обеспечивает всех потребностей по построению информационного общества в Украине. И в этой сфере достаточно не разрешённых вопросов, так как до нынешнего времени ещё отсутствует координация усилий государственного и частного секторов экономки с целью эффективного использования наличествующих ресурсов; имеет место недостаточное развитие нормативно-правовой базы информационной сферы; уровень информационного представления Украины в Интернет-пространстве является низким, а присутствие национальных информационных ресурсов − недостаточным; уровень государственной поддержки изготовления средств информатизации и программных средств, с финансовой точки зрения, крайне урезанный, что в свою очередь не обеспечивает всех потребностей экономики и общественной жизни, кроме того, не решаются в полном объёме вопросы защиты авторских прав на компьютерные программы.

Таким образом, в ходе проедённого научного анализа нам представилась возможность выяснить, что нынешнее развитие всех институтов гражданского общества Украины напрямую взаимосвязано и претерпевает влияние глобальных информационных процессов. Кроме того, наше государство законодательным путём постепенно разрешает все насущные задачи, которые возникают в ходе данного процесса становления, что подтверждает программный характер многих (в первую очередь проанализированных) нормативных актов. Это означает, что нормативно-правовые акты, которые касаются информационного общества, направлены на регулирование не только тех общественных отношений, которые уже существуют, но и имеют в качестве главной цели содействовать формированию новых типов общественных отношений, которые возникают с развитием информационного общества в Украине.

Надеемся, что проведённое научное исследование доказало, что украинское гражданское общество не обособленно перед лицом глобальных информационных процессов; кроме этого показало законодательную готовность Украины к внедрению в масштабные информационно-коммуникационные действия и в дальнейшем послужит надёжной основой для дальнейших разработок, способствующих усовершенствованию вовлечения нашего государства в мировое информационное общество.


 


[1] См. по данному вопросу: Петришин О. Громадянське суспільство — підґрунтя формування правової держави в Україні // Вісник Академії правових наук України. 2003. №  2–3. С. 142–161; Загальна теорія держави і права: [Підручник для студентів юридичних вищих навчальних закладів] / М. В. Цвік, О. В. Петришин, Л. В. Авраменко та ін. ; За ред. д-ра юрид. наук, проф., акад. АПрН України М. В. Цвіка, д-ра юрид. наук, проф. акад. АПрН України О. В. Петришина. Харків : Право, 2009. С. 465–479; Данильян О. Г., Калиновський Ю. Ю. Виникнення та особливості правосвідомості глобального громадянського суспільства // Проблеми глобалізації та геополітичний вектор розвитку України: Зб. тез (За матеріалами XIX Харківських політологічних читань). Х. : Нац. юрид. акад. України, 2007. С. 41–43.

[2] См. для примера: Топорнин Б. Н. Гражданское общество, правовое государство и право («круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Вопросы философии. 2002. № 1. С. 3–51; Проблеми глобалізації та геополітичний вектор розвитку України: Зб. тез (за матеріалами XIX Харківських політологічних читань). Х. : Нац. юрид. акад. України, 2007; Проблеми державно-правового розвитку в умовах європейської інтеграції та глобалізації. Х. : Право, 2008.

[3] Зимогляд В. Я. Феномен громадянського суспільства в контексті глобалізації // Проблем глобалізації та геополітичний вектор розвитку України: Зб. тез (за матеріалами XIX Харківських політологічних читань). Х. : Нац. юрид. акад. України, 2007. С. 63.

[4] Цит. по: Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991. С. 32–33.

[5] Недбай В. Взаємодія держави та громадянського суспільства у розвитку інформаційних процесів// Сучасна українська політика. Політика і політологи про неї. Вип. 14. К. : Укр. Центр політ. менеджменту, 2008. С. 197–201.

[6] Відомості Верховної Ради України. 2007. № 12. Ст. 102.

[7] Відомості Верховної Ради України. 1998. № 27–28. Ст. 181, з наступними змінами.

 
Новости
04.08.2017
27 июля 2017 г. состоялось заседание Попечительского совета Бунинской премии, на котором был утвержден «длинный список» литературных произведений, поступивших на конкурс. В этом году Бунинская премия будет вручена за лучшие произведения в области поэзии и поэтического перевода. Попечительский совет поручил Оргкомитету конкурса обеспечить проведение первичной и вторичной экспертизы присланных работ.
12.04.2017
29 марта 2017 г. в Московском гуманитарном университете состоялись II Академические чтения памяти члена Русского интеллектуального клуба Владимира Андреевича Лукова (1948–2014), которые были организованы Институтом фундаментальных и прикладных исследований МосГУ и Русской секцией Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия). Участникам чтений была предложена тема «Тезаурусы и тезаурусная сфера».
30.03.2017
Попечительский совет Бунинской премии объявляет конкурс на соискание Бунинской премии 2017 года за лучшие произведения в области поэзии. Бунинская премия учреждена в 2004 году для поддержания лучших традиций русской словесности в современной литературе. Ее освящает имя Ивана Алексеевича Бунина — великого русского писателя и поэта, академика, лауреата Нобелевской премии.
27.12.2016
В Московском гуманитарном университете 8–10 декабря 2016 г. проходила XIII Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». пленарном заседании ректор МосГУ, профессор И. М. Ильинский напомнил постоянным участникам и сообщил новым слушателям цели и задачи этого научного форума. Он сделал краткий экскурс в историю широкого рассмотрения проблем образования во взаимосвязи с проблемами развития человечества и окружающей среды, в которую входит не только природа, но и социум.