Приходько И. И. Влияние гражданского общества на психологическую безопасность личности

И. И. Приходько

кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник
Академии Внутренних войск МВД Украины

Влияние гражданского общества на
психологическую безопасность личности

В настоящее время отечественными и зарубежными учеными большое внимания уделяется вопросам обеспечения национальной безопасности своего государства, но на наш взгляд, наиболее уязвимым звеном в этой системе является сам человек, и без рассмотрения аспектов его личной безопасности, конституционных прав и свобод, как объекта национальной безопасности, невозможно достаточно полно и качественно решить данную проблему. Одним из составляющих элементов в системе личной безопасности человека является психологическая безопасность личности.

Необходимость проведения исследований относительно определения путей и разработки психологических методов сохранения психологической безопасности личности и психического здоровья человека также обусловлена тем, что коэффициент жизнестойкости населения Украины (комплексный показатель для оценки популяционного здоровья, максимальное значение которого 5, а критическое 1 балл), по оценкам экспертов составляет 1,4 балла (Вороненко Ю. В., Зорина С. М., 2000). По данным ВОЗ, здоровье человека на 70–80 % определяется его собственным отношением к здоровью и соответствующим поведением. Таким образом, важнейшую роль в сохранении психологической безопасности личности принадлежат самому человеку, его образу жизни, ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношении к окружению, субъективным отношением человека к собственной психологической безопасности и своему здоровью и здоровому образу жизни, как важнейшему фактору регуляции его здоровья, так и источнику изменения его поведения относительно здоровья (Г. А. Апанасенко, И. И. Брехман, Ф. Ю. Василюк, К. В. Динейка, В. П. Казначеев, В. А. Лищук, Ю. В. Шленов и др.).

Особого значения проблема психологической безопасности личности приобретает в контексте решения задач по определению оптимальной служебной нагрузки на персонал, профессиональная деятельность которых связана с особыми и экстремальными условиями, к которым относится служебно-боевая деятельность сил охраны правопорядка Украины, выявлению резервных возможностей у личного состава и эргономичной оптимизации процессов взаимодействия человека и профессиональной среды.

Проведенный анализ научных источников показал, что на сегодняшний день среди ученых нет единых взглядов на категорию «психологическая безопасность», поэтому, на наш взгляд, необходимо более подробно рассмотреть ее содержание.

Наиболее системные научные исследования психологических проблем безопасности человека стали появляться в конце ХХ столетия и были представлены, в основном, в публикациях российских авторских коллективов — С. Ю. Решетиной и Г. Л. Смоляна; С. К. Рощина и В. А. Соснина; Г. В. Грачева и И. К. Мельника; а также М. А. Котика, И. М. Панарина, В. Е. Лепского. Впервые термин «психологическая безопасность» был введен С. К. Рощиным и В. А. Сосниным в 1995 году, под которым они понимали состояние общественного сознания, в котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан сегодня и дает им основания уверенности в будущем[1]. В том же году И. М. Панарин опубликовал результаты научных исследований психологической безопасности военнослужащих, раскрыв это понятие через использование таких категорий как «психическое здоровье» и «угрозы», которое автором рассматривалось как одна из сфер национальной безопасности государства. При этом психологическая безопасность трактовалась как такое состояние психики населения государства, при котором обеспечивается успешное психическое развитие и адекватно отображаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью[2].

Несколько позже Г. В. Грачев, И. К. Мельник (1996, 1998, 2003), рассматривая разнообразные аспекты информационного влияния как на современное общество в целом, так и на конкретную личность, в частности, предлагают определение информационно-психологической безопасности личности, имея ввиду, что это «определенное состояние защищенности психики личности от действия разнообразных информационных факторов, которые препятствуют или затрудняют формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека в целом и жизнедеятельности в обществе, а также адекватную систему ее субъективных (личностных) отношений к окружающему миру и самого к себе»[3]. В более широком понимании информационно-психологическая безопасность личности — это состояние защищенности личности, которые обеспечивает ее целостность як активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой.

Исследование психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности позволили Н. Л. Шлыковой (2004) определить ее как сложное структурированное психологическое образование, которое допускает рассмотрение психологической безопасности как целостной системы процессов, результатом протекания которых является соответствие потребностей, ценностей, возможностей субъекта отраженным характеристикам реальной действительности[4]. Составляющими психологической безопасности являются противоречия между ценностями (возможностями) субъекта и отраженными в сознании субъекта характеристиками реальной действительности. Функционирование психологической безопасности происходит как «процесс эмоционально-оценочного отражения, результатом которого является совокупность сравниваемых субъектом эталонных и реальных образов социальных объектов, явлений и ситуаций, которые определяют наличие и уровень проявления противоречий между ценностями (возможностями) субъекта и отраженными характеристиками реальной действительности».

Таким образом, на сегодня существуют различные подходы к определению психологической безопасности личности: во-первых, психологическую безопасность можно определять с точки зрения формирования и развития личностно-психологических особенностей человека, которые выступают субъективными условиями для формирования безопасности; во-вторых, психологическая безопасность человека рассматривается как уровень развития условий его жизнедеятельности (качества жизни); в-третьих, психологическая безопасность может быть рассмотрена как результат протекания психических процессов.

Проанализировав сущность и содержание понятий безопасности в разных областях науки, а также проведенное исследование позволяет предложить следующее определение: психологическая безопасность личности представляет многоуровневую динамическую систему, которая определяет уровень защищенности психики человека, ее способность поддерживать оптимальный уровень функционирования, устранять возникающие внешние и внутренние угрозы и возможность сохранения на достаточно стойком дееспособном уровне.

Проведенное исследование показало, что в законодательных и нормативных документах, которые регламентируют процессы обеспечения безопасности Украины, много внимания отводится разным ее составляющим. В 2003 году был принят Закон Украины «Про основы национальной безопасности Украины», который содержит основные положения по вопросам национальной безопасности, закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества, государства, определяет руководящие принципы и целевые установки, средства и методы защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства[5]. В Законе определено, что национальная безопасность Украины — это официальная системы взглядов на национальные интересы, принципы, способы и средства реализации и защиты от внутренних и внешних угроз. В нем также определены основные угрозы национальным интересам и национальной безопасности Украины в разных ее сферах, изложены основные положения координирования и контроля общегосударственных действий относительно обеспечения национальной безопасности на местном и государственном уровнях. Закон предусматривает системный подход относительно решения проблем национальной безопасности в объединении с проблемами внешней и внутренней безопасности в структуре экономической, социально-политической, военной, экологической и других видов безопасности. Следующим шагом решения проблемы обеспечения национальной безопасности государства стал Указ Президента Украины «Про стратегию национальной безопасности Украины», в котором определены основные принципы, приоритетные цели, задачи и механизмы обеспечения жизненно важных интересов лица, общества и государства от внешних и внутренних угроз[6]. Однако психологической составляющей безопасности человека в этих документах, как и в других нормативно-правовых документах Украины общегосударственного и ведомственного значения, к сожалению, вообще ничего не указано и не определено.

Следует подчеркнуть, что на уровень психологической безопасности каждого гражданина любого государства постоянно оказывает влияние ряд факторов, одним из которых является взаимоотношение гражданского общества и человека. Под гражданским обществом мы понимаем совокупность неполитических отношений в обществе, к которым относятся социальные, экономические, политические, моральные, религиозные, национальные и т. д. Если на сегодняшний день в нашей стране отсутствует достаточно развитое и сформированное гражданское общество, общественные механизмы саморегуляции, то ответственность за осознание угрозы психологической безопасности человека и предотвращение ее последствий должно взять на себя государство. Поскольку особое место при этом отводится воздействию негативной информации, то в отличие от других случаев, когда государство должно создавать условия для реализации права человека на получение объективной и достоверной информации или ограничения доступа к информации в силу ее конфиденциальности, здесь государство должно создавать условия для защиты самого человека и общества от вредоносного влияния определенного рода информации. К негативной информации, влияющей на снижение уровня психологической безопасности, относится: призывы к войне, пропаганда ненависти, вражды и превосходства, распространение порнографии, посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию человека; информация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная рекламу, а также другая информация, оказывающая деструктивное влияние на психику людей.

Необходимо отметить, что вопросы воздействия на сознание (подсознание) человека издавна волновали людей во многих странах мира. Новые информационные технологии, средства массовой коммуникации многократно усилили возможности такого воздействия на психику человека, на большие группы людей и в целом население страны, таким образом снижая уровень психологической безопасности личности. Основными средствами достижения указанных целей являются средства массовой информации, образовательные системы и культовые образования, а наиболее подвержены такому воздействию молодое поколение.

Однако, как показал анализ нормативно-правовой базы и научные исследования (Манойло А. В., Петренко А. И., 2003 и др.), на сегодняшний день на законодательном уровне не существует достаточных гарантий защиты человека от угроз, связанных с негативными информационными воздействиями, результатом которых может быть причинение вреда здоровью человека, блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости, манипуляция общественным сознанием и др. Эти угрозы реализуются через разработку, создание и применение специальных средств и методов воздействия.

На это же указывают и примеры активных научных исследований в этой области, проводимые за рубежом. Так, например, в США с 50-х годов ХХ столетия интенсивно ведутся разработки методов и средств специального воздействия на психику человека, а с 70-х годов исследовательские программы проводятся в лучших лабораториях университетов всего мира: США, Германии, Австрии, Франции, Италии, Японии, Израиля, Китая и др. Подобные исследования проводились и в СССР в закрытых лабораториях силовых ведомств[7].

Негативное влияние на психику человека, способствующие снижению уровня его психологической безопасности, оказывают новокультные образования и различные секты. Так, по отдельным оценкам (А. В. Манойло, А. И. Петренко), в эти организации в России вовлечено от 3 до 5 млн. человек, из них до 70 % — молодежь, в том числе около 1 млн. студентов, каждый четвертый из которых бросил учебу, разрушено таким путем до 250 тыс. семей. Все это — результат попадания людей в зависимость с изменением их поведенческих реакций в подобного рода сектах. Необходимо подчеркнуть, что это стало возможным, прежде всего, из-за отсутствия государственной политики в этой области. К этому также можно добавить размещение рекламы в государственных и местных газетах ежедневных объявлений типа «наведу порчу» и «сниму сглаз» многочисленных шаманов, колдунов, магов и т.п., где наряду с обыкновенным мошенничеством нередки случаи причинения вреда здоровью.

Эти и другие факты свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательства, норм международного права, направленных на защиту психики человека, его психологической безопасности от специально направленных, а также неосознаваемых деструктивных информационных воздействиях.

Таким образом, развитие общественных отношений в области психологической безопасности существенно опережает законодательную и правоприменительную практику по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

 


[1] Рощин С. К., Соснин В. А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. 1995. № 6.

[2] Панарин И. Н. Психологическая безопасность военнослужащих // Ориентир. 1995. №  8. С. 48–51; Он же. Информационно-психологическое обеспечение безопасности России: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук. М., 1997. — 16 с.

[3] Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. — М.: Изд-во РАГС, 1998. — 125 с.; Он же. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2003. — 304 с.; Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Электронный ресурс] // Philosophy.ru. URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/manipul.html (дата обращения 13.12.2009).

[4] Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: дис.... доктора психол. наук: 19.00.03. — М., 2004. — 335 с.

[5] Про основи національної безпеки України: Закон України від 19.06.2003 р. №  964-ІV // Відомості Верховної Ради. 2003. № 39. Ст. 351.

[6] Про стратегію національної безпеки України: указ Президента України від 12.02.2007 р. № 105/2007 // Офіційний вісник України. 2007. № 11. Ст. 389.

[7] Манойло А. В., Петренко А. И. Информационно-психологическая безопасность системы социально-политических отношений современного общества [Электронный ресурс] // Пси-фактор. URL: http://psyfactor.org/lib/psymon.htm (дата обращения 13.12.2009).

 
Новости
04.08.2017
27 июля 2017 г. состоялось заседание Попечительского совета Бунинской премии, на котором был утвержден «длинный список» литературных произведений, поступивших на конкурс. В этом году Бунинская премия будет вручена за лучшие произведения в области поэзии и поэтического перевода. Попечительский совет поручил Оргкомитету конкурса обеспечить проведение первичной и вторичной экспертизы присланных работ.
12.04.2017
29 марта 2017 г. в Московском гуманитарном университете состоялись II Академические чтения памяти члена Русского интеллектуального клуба Владимира Андреевича Лукова (1948–2014), которые были организованы Институтом фундаментальных и прикладных исследований МосГУ и Русской секцией Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия). Участникам чтений была предложена тема «Тезаурусы и тезаурусная сфера».
30.03.2017
Попечительский совет Бунинской премии объявляет конкурс на соискание Бунинской премии 2017 года за лучшие произведения в области поэзии. Бунинская премия учреждена в 2004 году для поддержания лучших традиций русской словесности в современной литературе. Ее освящает имя Ивана Алексеевича Бунина — великого русского писателя и поэта, академика, лауреата Нобелевской премии.
27.12.2016
В Московском гуманитарном университете 8–10 декабря 2016 г. проходила XIII Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». пленарном заседании ректор МосГУ, профессор И. М. Ильинский напомнил постоянным участникам и сообщил новым слушателям цели и задачи этого научного форума. Он сделал краткий экскурс в историю широкого рассмотрения проблем образования во взаимосвязи с проблемами развития человечества и окружающей среды, в которую входит не только природа, но и социум.