Рахманов А. И. Особенности формирования и функционирования гражданского общества в Китае

А. И. Рахманов

аспирант кафедры культурологии, философии и политологии
Московского гуманитарного университета,
старший преподаватель Московского гуманитарного университета

Особенности формирования и функционирования
гражданского общества в Китае

В современном мире, Китайская Народная Республика (далее КНР), являясь, согласно Конституции, социалистическим государством, демонстрирует самые быстрые темпы развития экономики. То есть мы видим некий феномен, когда государство с социалистической системой, при которой «основой… является социалистическая общественная собственность», и «движущей силой национальной экономики является… социалистическая экономика с общенародной собственностью»[1], вырывается на лидирующие позиции в мире в экономическом плане. В то же время, автор считает необходимым отметить, что, согласно статье второй Конституции КНР «вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу... Народ управляет государством, осуществляет управление экономическими, культурными и социальными делами, используя, согласно закону, различные каналы и различные пути»[2]. Поэтому представляется актуальным рассмотреть каким образом и посредством каких «каналов» китайское общество реализует управление государством, рассмотреть становление, основы и особенности развития гражданского общества в современном Китае.

В мировой науке, теоретические дискуссии о том, что такое гражданское общество продолжаются уже не один десяток лет. При всей разнообразности оценок сущности гражданского общества, наиболее адекватным представляется понимание гражданского общества как «сферы спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны органов государственной власти»[3].

Исходя из содержания данного определения принципиально важно, насколько в обществе созданы условия для проявления инициативы индивида — гражданской инициативы, — насколько существует та среда, где формируется общественно активный гражданин.

На протяжении всей истории Китая гражданское общество подавлялось государством. После прихода к власти Коммунистической партии Китая (далее КПК) в 1949 г., когда в экономической сфере утверждалась социалистическая общественная собственность и плановая экономика, а в политической — реализовывалась высокоцентрализованная система с партийным ядром, негосударственные организации, сформировавшиеся в период до 1949 г., почти полностью прекратили свое существование. В начале 1950-х гг. осталось всего 9 массовых организаций: Всекитайская Федерация профсоюзов. Коммунистический союз молодежи Китая. Всекитайская федерация женщин, Всекитайское научно-техническое общество, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев и т.д. Такая ситуация начала меняться только в конце 1970-х гг.[4]

После 1978 г. в Китае под руководством Дэн Сяопина осуществлялся курс «реформ и открытости», что привело к коренным переменам в китайском обществе, Одним из важных следствий этого курса стали некоторые перемены гражданского общества: благодаря существующей и изменяющейся экономической, политической, законодательной и культурной обстановке, впервые в истории современного Китая появилось большое число негосударственных организаций. Позиция Коммунистической партии Китая по отношению к гражданскому обществу изменилась от отрицания до признания. Вплоть до начала периода «реформ и открытости» КПК и возглавляемое ею правительство в целом придерживались негативного отношения к общественным организациям, полагая, что в социалистическом Китае невозможно формирование относительно независимого гражданского общества[5]. Однако после 1978 года, вслед за началом трансформации экономической и политической систем, начались изменения в китайской политической культуре, массово появились относительно независимые негосударственные организации. Многие не соответствующие времени ценности и положения политической идеологии постепенно начинают отвергаться и замещаться новыми. Соответственно, чтобы адаптироваться к этим процессам, отношение людей к «обществу горожан» или «гражданскому обществу» в корне изменилось. С начала 1990-х гг. в научных кругах Китая началось обсуждение этой тематики. Одним из результатов этой дискуссии стало признание в научных кругах концепции и факта существования гражданского общества[6]. В июне 1998 г. министерство гражданской администрации официально изменило название «департамента по общественным организациям» на «управление по делам негосударственных организаций». Это означало, что негосударственные организации получили официальное признание властей.

Однако партийные и государственные органы осуществляют строгий контроль оборотных средств и учреждают партийные ячейки в структуре неправительственных организаций. На сегодняшний день негосударственные организации различных типов имеют в целом три источника финансирование: 1) полное правительственное; 2) правительственное и самообеспечение в равных долях; 3) полностью самостоятельное финансирование[7]. Наиболее влиятельные неправительственные организации, такие как Китайская федерация инвалидов, Китайская ассоциация управления предприятиями, Всекитайское научно-техническое общество, Китайское административное общество, а также Всекитайская федерация профсоюзов, комсомол, Федерация женщин, практически полностью финансируются правительством. Кроме этого, руководящие органы КПК открыли свои ячейки в более или менее масштабных и важных неправительственных организациях.

При такой системе управления большинство негосударственных организаций подчиняется руководству партийных и правительственных органов, сохраняя относительную самостоятельность. Подчинение руководству партийных и правительственных органов, в особенности тех, которые непосредственно отвечают за работу с негосударственными организациями, — это обязательное условие, однако, в то же время, в определенной степени — это и источник выгоды. Добровольно подчиняясь руководству партийных и правительственных органов, можно улучшить с ними отношения, получить большую финансовую поддержку и расширить полномочия. Поэтому большинство относительно влиятельных негосударственных организаций охотно подчиняются руководству партийных и правительственных органов, или сотрудничают с ними. В связи с этим возникает проблема идентификации многих общественных организаций Китая, так как встает вопрос — являются ли они элементами гражданского общества, или функционирует в системе власти.

Помимо подчинения и самостоятельности, важной формой взаимодействия между общественными организациями и государственными органами является стремление первых оказать влияние на партийную и правительственную политику. Это, и стремление оказывать влияние на партию и правительство для корректирования действующего курса или выработку нового курса в области тактических решений. Кроме того, все больше негосударственных организаций, особенно тех, что объединили представителей интеллигенции, стремятся оказывать влияние на стратегический курс партии и правительства, на характер политических и экономических реформ, внешнеполитических отношений. Примером могут служить такие негосударственные организации как институт экономики Тяньцзэ (Unirule Institute of Economic Research), общество «друзья природы» (FriendsofNature), книжный магазин «Саньвэй» (Sanwei Bookstore) и др.[8]

В политической сфере роль китайского гражданского общества проявляется и трех аспектах. Во-первых, гражданское общество наращивает организационный фундамент, институциональную базу социального самоуправления. Во-вторых, стимулирует переход к конфигурации власти от унитарного, к модели плюралистического управления. И, в-третьих, культивирует концептуальные основы гражданского сознания. В то же время, несмотря на вышеуказанные аспекты, структурные особенности китайского гражданского общества предопределяют его слабость, нестабильность, институциональную неэффективность и весьма скромную роль в политическом развитии. И хотя сегодня в китайских научных кругах утверждается, что в современном Китае негосударственные организации стали «важным мостом, обеспечивающим коммуникацию между правительством и гражданами» и могут участвовать в процессе принятия решений партийных и государственных органов[9], на деле это далеко не так.

Чтобы понять данное несоответствие, представляется важным остановиться на отличительных особенностях китайского гражданского общества. На наш взгляд, негосударственные организации должны обладать следующими характеристиками: независимость от правительства, незаинтересованность в коммерческой выгоде, самостоятельность и добровольность. Однако китайские негосударственные организации имеют ряд характерных отличий и обладают следующими специфическими особенностями:

1. Китайское гражданское общество — это показательный пример гражданского общества, направляемого правительством и обладающего двойственной частно-государственной природой.

Большинство китайских негосударственных организаций созданы правительством, а также принимают правительственное руководство. Правительственное руководство основными негосударственными организациями составляет характерную черту китайского гражданского общества. Такого рода руководство реализуется следующими способами: во-первых, согласно правительственным Положениям о регистрации и управлении негосударственными организациями, после регистрации любая негосударственная организация должна быть прикреплена к соответствующим отделам партийных и правительственных властных органов, с тем, чтобы те осуществляли политическое руководство данной организации. Во-вторых, негосударственные организации, имеющие наибольшее общественное влияние, были созданы правительством. Несмотря на то, что в последнее время они постепенно обретают организационную самостоятельность от своего учредителя, между этими организациями и правительством по-прежнему сохраняются тесные связи. В-третьих, руководящие должности практически во всех важнейших массовых организациях занимают бывшие чиновники партийных и правительственных органов, оставившие свои прежние руководящие посты либо получившие перераспределение после реформирования госаппарата. В-четвертых, согласно постановлениям правительства, финансовые ресурсы должны самостоятельно изыскиваться негосударственными организациями. Однако, фактически, до сегодняшнего дня действуют некоторые важные неправительственные организации, финансируемые правительством и экономически полностью зависимые от правительства.

2. Китайские негосударственные организации находятся на стадии становления, обладают характеристиками, свойственными переходному периоду.

Китайские негосударственные организации, по сравнению с их западными аналогами, еще не полностью оформились. Такие типичные черты, как самостоятельность, добровольность, независимость от правительства, еще не полностью выкристаллизовались. Большинство негосударственных организаций зародились только к 80-х гг. и насчитывают лишь десятилетнюю историю и еще находятся в процессе изменения и развития.

3. Негосударственные организации современного Китая развиваются неравномерно, велика разница в статусе и степени общественного, экономического, политического влияния между различными негосударственными организациями.

В то же время, несмотря на то, что китайское гражданское общество начало формироваться совсем недавно, уже существует немало проблем как в сфере его политического и экономического развития, так и в отношении его структуры и функций. В частности, негосударственные организации современного Китая сталкиваются с проблемой чрезмерной зависимости от партийных и правительственных органов власти. Для многих негосударственных организаций правительственная составляющая слишком велика, а частная — слишком мала. Можно также отметить существенное различие между декларируемыми и фактическими функциями многих негосударственных организаций.

Проведенное нами исследование особенностей становления и функционирования китайского гражданского общества позволяет сделать следующий вывод: в силу постепенного появления в Китае элементов рыночной экономики, изменение политической и правовой обстановки неизбежно стимулирует формирование различных негосударственных организаций. В последние годы в китайском гражданском обществе появились признаки роста гражданского сознания. Это доказывает, например, идущая «снизу» инициативность неправительственных организаций, появление «мозговых трестов» с тем, чтобы стимулировать социальный прогресс и процесс разработки правительственной политики. Несмотря на то, что эта тенденция пока еще и не стала доминантой китайского гражданского общества, но уже обозначила направление своего развития. Однако в целом надо отметить, что уровень самостоятельности, независимости и добровольности негосударственных организаций Китая все еще довольно низок. При этом в связи с высокой степенью зависимости и контроля общественных организаций со стороны правительственных и партийных органов, существует проблема идентификации элементов гражданского общества Китая, которая требует дальнейшего детального изучения.

 


[1] Конституция КНР (1982 г.) Ст. 1.

[2] Там же. Ст. 2

[3] Политология. Учебник / Под ред. В. И. Буренко, В. В. Журавлева. М., 2004.

[4] См.

[5] URL: http://www.cctb.net/yjzx/elsyjzx/

[6] URL: http://www.news.cn/society/

[7] Кепин Ю. Рыночная экономика и развитие гражданского общества в Китае. Гражданское общество и рыночная экономика в России и Китае. Спб., 2004.

[8] Кепин Ю. Указ. соч.

[9]

 
Новости
25.10.2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялось торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
20.10.2017
17 октября 2017 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством члена Президиума Союза писателей России, лауреата литературных премий Бориса Николаевича Тарасова. Подведены итоги конкурса, который в 2017 г. проводился в номинации «поэзия». 24 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета состоится торжественная церемония, на которой Председатель Попечительского совета Бунинской премии, член Союза писателей России, ректор университета профессор Игорь Михайлович Ильинский вместе с членами Жюри вручит заслуженные премии новым лауреатам.
30.09.2017
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список».
04.08.2017
27 июля 2017 г. состоялось заседание Попечительского совета Бунинской премии, на котором был утвержден «длинный список» литературных произведений, поступивших на конкурс. В этом году Бунинская премия будет вручена за лучшие произведения в области поэзии и поэтического перевода. Попечительский совет поручил Оргкомитету конкурса обеспечить проведение первичной и вторичной экспертизы присланных работ.