О надеждах на молодежь

Обсудить на форуме

И. М. Ильинский

О НАДЕЖДАХ НА МОЛОДЕЖЬ

Несется в будущее локомотив Истории. Уходит в прошлое век двадцатый, все ближе станция «XXI век»... Что ждет нас на этой станции? Кого мы встретим там? Так хочется тайны! Но тайны не будет. На грани веков мы встретимся сами с собой.

Со стариками, в которых превратятся ныне пожилые. На пути длинной в оставшиеся двенадцать лет. С пожилыми, которыми станут ныне молодые. С молодыми, которые сегодня — дети, и с еще не родившимися детьми этих МОЛОДЫХ.

На линии веков нас встретят старые проблемы, которые мы везем каждый в себе и все вместе, обществом, если мы не успеем разделаться с ними до встречи веков. Плоды Будущего — и сладкие, и горькие — вырастают из зерен Настоящего.

Эта истина понятна каждому, но как абстракция. Между тем, ее можно увидеть, потрогать, ощутить. «Живое будущее», «настоящее будущее» — это дети и молодежь. Зачем гадать, каким оно будет, наше общее будущее? Давайте попристальней всмотримся в облик молодых, попробуем понять их идейные установки и жизненные планы, ценности, которыми дорожат, мотивы действий и поступков, которыми руководствуются.

Ближайшее будущее в решающей мере будет таким, каким оно видится тем, кто приходит сегодня на производство, берет в руки бразды правления государственными и общественными делами. Первая половина XXI века будет определяться взглядами, нравами и делами тех, кто сегодня еще пищит в пеленках, топает за ручку с мамой в детский сад...

Мне кажется, что современные политики плохо учитывают этот момент. Планируя развитие страны на длительную перспективу, мы прогнозируем, как будет двигаться вперед научно-технический прогресс, промышленность, аграрный сектор, транспорт, связь, жилищное строительство и многое другое. Производство телят, цыплят и поросят и то планируем на пятилетку. А «производство» человека, личности? В лучшем случае — на квартал, и уж невероятно редко — на год.

Работа с людьми, особенно с молодежью, у нас запущена.

Создание в стране Детского фонда надо понимать не как завоевание демократии, но как акт отчаяния общества, неспособности государства справиться с проблемами детства.

На очереди — проблемы молодежи, роль которой как могучего фактора изменений и перестройки нашего общества, осознана крайне слабо. В широком массовом сознании властвует наивно-умилительное, радостно-успокоительное представление: «Молодежь у нас хорошая! Надо лишь похвалить ее, призвать на подвиги и тогда она горы свернет!»; усеченные, фальшиво-оптимистические стереотипы «Молодежь — это будущее», «У молодежи есть все права. Молодым открыты все пути» и другие освобождающие общество и, прежде всего, государство от действенных мер по улучшению условий жизнедеятельности молодых людей.

Между тем, состояние дел в молодежной среде неблагополучное. Полагать, что оно улучшится само собой, наивно. Демократизация — не панацея от всех бед. Она даст свои хорошие плоды, если будет подкреплена комплексом мер материального, организационного, воспитательного характера. В противном случае можно ожидать дальнейшего нарастания уже известных и новых негативных тенденций.

И это в то время, когда общество ожидает от молодого поколения совсем иного и так многого: усиления творчества, повышения активности, инициативы, самодеятельности.

Именно потому проблемы молодежи представляются мне исключительно важными. Точнее сказать, самыми важными из всех, которые существуют. И не только для нашей страны. Для судеб социализма в целом.

В итоге прожитых семидесяти сложных и трудных лет своей истории социализм вряд ли может чувствовать себя абсолютным триумфатором. Много, очень много причин и поводов для серьезных и тяжелых раздумий. И, прежде всего потому, что крайне высока цена за все наши достижения. Но это цена не только за нашу революцию. Это плата и за все те революции, которые уже произошли и еще свершатся.

Мы не должны избегать размышлений о трудных сложных проблемах уже потому, что это портит нам настроение. Ибо пока проблему можно победить. Это и легче, и экономичней. И в самой критической ситуации таится тенденция перелома к лучшему. И от нас зависит, в какую сторону она пойдет. Изучать молодежь — значит, прогнозировать будущее, решать сегодняшние проблемы молодежи — значит, решать завтрашние проблемы общества.

Понимаю, что, возвеличивая значимость молодежных проблем, могу заслужить упрек в научном эгоцентризме, что многие просто не согласятся с моей оценкой их сложности и важности.

Иронически усмехнется экономист. Не без оснований. Кто не знает, какая ломка идет сейчас в этой сфере? Кому не ведомы основной вопрос материалистической философии о первичности бытия, азы марксизма о соотношении базиса и надстройки? Мы сплошь и рядом во власти вульгарного материализма, над нами довлеет императив наибольшей продуктивности.

Тем более отмахнется от моих амбиций специалист, занимающийся глобальными проблемами человечества: что там проблема молодежи, когда под угрозой существование всей человеческой цивилизации из-за нехватки энергии, сырья, загрязнения воды и атмосферы? Когда мир стоит на грани ядерной войны и полного самоуничтожения? Совсем не случайно мы говорим сегодня о приоритете общечеловеческих ценностей перед классовыми...

Но, не машины, создаваемые человеком, не природа, которая не может сознавать, не общество, которое сознает лишь тогда, когда сознают люди, из которых оно состоит, а Человек — вот «скреп» этого спасительного «квартета»; человек разумный и ответственный — вот начало и конец всему в этом мире.

Признаться, меня коробит соединение слова «человек» с понятиями «фактор», «резерв», «ресурс», «средство». Конечно, человек прежде всего и в конце концов высшая цель. Человек — это Солнце, вокруг которого крутится все: экономика, идеология, политика, проблемы войны и мира.

Но ясно и то, что человек крутится сам, человеком крутят, человек крутит все дела. То есть все же он, хоть и высшая цель, но в то же время и фактор, и «ресурс», и «потенциал». Общество может столько, сколько знают и умеют составляющие его люди. А люди взрослые, которые хозяйничают в этом мире — творят политику, решают, что делать с экономикой, если она вдруг «забарахлила», и т. п. — эти взрослые люди вырастают, как известно, из детей, из людей молодых.

И потому я вновь говорю: проблемы молодежи — важнейшие среди всех. Давайте займемся ими, пока не поздно...

Уходит в прошлое век двадцатый, уходит... Уже не так и трудно, поднявшись на цыпочки своего воображения, представить миг, когда под торжествующие клики оптимистов и унылые стенанья нигилистов бурный поток очередных ста прожитых человечеством лет ворвется в океан времени века двадцать первого и ...

И — что? Что же произойдет? Будет Всемирный праздник? Народы планеты со слезами раскаянья и стыда бросятся на шею друг другу и простят все содеянное прежде зло? Соберут в общую кучу все свои разрушительные планы, зарядят ими самую мощную их военных ракет и выстрелят этой своей грязью в космическую бесконечность? А, может, при соприкосновении веков, несущих фантастический заряд энергии прошлого и настоящего при столкновении с будущим, произойдет «которое замыкание» и земля осветится вспышкой ярче тысячи солнц, и случится апокалипсис, и мир разлетится в клочья?

Да нет же, нет. Не случится ровным счетом ничего особенного. Пошумят средства массовой информации неделю — другую и мир захлестнет шквал новых будней. А время будет «делать» то, что ему и предназначено — бесшумно течь, неощутимо изменяться, вездесуще — быть. Рождать гениев и злодеев. Пожирать своих детей. И ничего не понимать, не чувствовать.

Время — добрый бог. Время — злое чудовище, жуткий монстр. Время — это Человек, это — Мы сами. Это все нами сознаваемое и творимое.

Вот первый значительный момент. Давайте, обратим на него внимание. Человек и человечество — это их дни, их время на этой земле, а время — это дела людские. Дела, которые превращают время из субстанции бестелесной, неощутимой в нечто конкретное, материальное. В события, явления, процессы. В города, заводы, машины, продукты. В образ жизни, тип мышления, стиль поведения. В Личность. В Историю, отталкиваясь от которой продолжают свое движение — каждый по-своему — время и человечество.

Необратимое и однонаправленное, время, будто крокодил, не способный повернуть свою голову назад, движется все вперед и вперед.

Человечество несется в будущее спиной, с лицом, обращенным в свое прошлое. Чтобы осознать Историю — себя, природу, общество и время, в которое уже жили и живем, хотим жить. Чтобы понять величие и ничтожность содеянного, осмыслить значение опытов быстротекущей жизни, избавиться от чар наивных заблуждений и груза совершенных ошибок. Чтобы, пробудившись от них, с новой силой обратиться к истине, правде, свободе. К творчеству.

Но до чего же это трудное занятие — сознавать! Как это больно и как необходимо — сознавать. Особенно, когда ошибки и проблемы очевидны, когда они глобальны и трагичны... Ибо —

без боли осознания нет потрясения,

без потрясения нет покаяния,

без покаяния нельзя начать новую жизнь.

В нашем сегодняшнем стремлении обновить советское общество, очистить его нравственную атмосферу, мы много думаем, спорим, говорим — много, остро и откровенно. Пожилые упрекают стариков, старики — обстановку и власть. Молодые упрекают пожилых: «Где вы были? Как допустили?»...

Где мы были... Мы работали на идею социализма. И большинство работало изо всех сил; многие — на пределе возможностей. Мы жили. И большинство — честно, сохраняя высокую духовность и нравственность.

Как допустили? Потому что все скорее выживали, чем жили, приспосабливаясь и уступая в принципах там, где уступать нельзя ни себе, ни другим, ни обстоятельствам. Уступали страху потерять — кто должность, кто блага, кто отношения. Уступали, боясь нажить неприятности, неудобства, боль.

Допустили, потому что многие, очень многие жили по принципу «нам с тобой думать неча, если думают вожди»...

Но глянем на ту же действительность взглядом объективным, глазом людей, замышлявших день сегодняшний, спросим их: «Осуществилась ли ваша мечта?» Они, даже те, кто тяжело пострадал в году культа личности Сталина, отвечают: «Несмотря на все исторические потрясения, катаклизмы и несовершенство нашей действительности — в главном и основном — да, сбылась. Не во всем и не так, как виделось. Но, как рванула страна вперед, как возвысилась культура, как вырос народ!.. »

А ведь и в самом деле: нам — советским — есть, честное слово — есть, чем гордиться! И незачем стыдливо прятать носы в воротники, стеснительно опускать глаза. Недостатки, ошибки, противоречия, трагедии? Сожалеть бесполезно, поправить ничего уже нельзя. Но есть же огромные достижения, несомненные победы мирового значения. Да и жизнь-то на этом не кончается. Мы можем сделать то, что пока не сумели по разным причинам, не смогли. Если не повторять ошибок прошлого.

Общество наше вновь забеременело свободой, и муки родов начались. В этих родах есть все, что при обычных родах: мучения, страдания, кровь. Но есть и одна великая особенность, которая дает уверенность в том, что роды состоятся: свобода не отнимает сил у общества, а придает ему их. Чем ближе плод к свету, тем сил этих больше. Свобода — условие прогресса общества. Где нет свободы, там нет прогресса. И раз мы обратились к демократии и свободе — мы снова рванем вперед.

Теперь мы мыслим интегральным интеллектом всего нашего общества, переоцениваем множество исторических событий, явлений, личностей, дел и поступков, из которых состоит наша история. Ах, Время прошлое!.. Мы тебя перетряхиваем, как вещи в старом сундуке. То, что ценилось высоко, как золото и бриллианты, оказалось грошовой поделкой, а то, что было покрыто грязью, теперь, отмытое правдой, сияет лучами славы и бессмертия. Прекрасно это. Прекрасно дожить до такой поры. Но трудно сказать, как много в ней выявится нового, доселе нм неизвестного или известного в искажении, что возвысит нас, и как много унизительного должно умереть, навсегда кануть в Лету. И как мы все это перенесем нашим умом, нашими чувствами. Вопрос... То, что многими поколениями людей проживалось и продумывалось медленно, со смаком, как если бы ты, едучи по лесам и полям на запряженной лошадью телеге, вдыхал дурман трав, любуясь природой, теперь все это надо увидеть, почувствовать и понять разом, за мгновения, которые необходимы ракете, чтобы промелькнуть в этом коротком отрезке исторического времени, длинной всего в одну человеческую жизнь.

И как же это трудно — проживать за короткие месяцы, дни и часы долгую жизнь общества, которая длилась многие десятилетия. Такая неимоверная нагрузка на мозг и душу. Не раздавило бы информацией, не разорвало бы противоречиями, не убило бы накалом страстей...

Как выровнять человеку чаши весов Прошлого и Настоящего, если тот, кого вчера именовали «выдающийся», «великий», «гениальный», «продолжатель дел Ильича...», сегодня выглядит ординарной, серой личностью? Вопрос...

И вот еще вопрос, который возникает в связи с этим и который меня волнует: переоценивая прошлое, мы повысим цену времени или уценим, понизим, унизим ее? Речь не о частностях, а о времени прошлом в целом. Унизить историю — значит усилить болезнь времени, нашего сознания, нанести удар по будущему, которое мыслится нами не просто как еще физически не прожитое время, но как образ будущего состояния общества и человека, как цель движения, идеал, ради достижения которого стоит жить. Вопрос...

Переоценивая прошлое, мы пересматриваем и наши взгляды на будущее, которое уже не видится нами как просто улучшенное прошлое: поменьше волюнтаризма и субъективизма, коррупции и воровства, побольше демократии, научности, внимания к человеку и т. п. Нет, речь о новом качестве общественной жизни, ради которого идет ломка экономики, традиционных производственных и уже сложившихся общественных отношений. Но что из этого выйдет? Какие проблемы принесет новое качество общественной жизни? И как мы назовем это общество?

Их много таких вопросов — крупных, общих и частных. Но нет и не может быть мелких. Тут все мелочи — крупные. Никто не скажет сейчас, когда и как завершится в нашей стране перестройка. На все вопросы пока можно сказать лишь одно: изменения будут, ибо постоянны и неизбежны только они. Действительные ответы может дать лишь измененная действительность, которую мы творим сегодня, в настоящем. Все вопросы — к самим себе. Нервно...

Искромсанное прошлое и конструктируемый по ходу перестройки образ будущего сейчас слились в настоящем, которое стеснено, зажато в узкие рамки тех возможностей и опасностей, которые ему уготовило человечество. Человечество, каждый день балансирующее ныне на грани жизни и смерти; живущее каждый день одним днем, а то и мгновеньем, которое необходимо для того, чтобы «где-то», «кто-то» нажал кнопку «пуск». Человечество скорее выживающее, чем живущее...

Взрывы атомных бомб, упреждающие и массированные, ответные удары уже громыхают в головах миллионов людей, ранит их сознание и души, порождают психические расстройства, все более понижают планку морали и нравственности. Кто в такой ситуации станет думать о ближних, а тем более, дальних поколениях, если всеобщая смерть может наступить в любой момент и, стало быть, нет никакого смысла строить планы и надеяться, надо спешить жить?

Я верю в лучшие времена, но порой не могу убежать от сомнений и трудных размышлений. И первое обстоятельство, которое лишает меня твердости в моих убеждениях, заключено не в самой ухудшающейся и усложняющейся действительности, а в нежелании (или неспособности?) огромного множества пока еще лично благополучно живущих людей понять трагизм всеобщего положения дел, прямую зависимость счастья личного от счастья общего, порядка в твоем доме от порядка в стране, благосостояния в нашем обществе от успехов в решении мировых проблем.

И больше, чем со взрослыми, пожилыми и старыми я связываю свои надежды на лучшую жизнь с молодежью.

1986 год

Из книги: Ильинский И. М. Между будущим и прошлым : Социальная философия Происходящего. М., 2006.

Обсудить на форуме

Ильинский Игорь Михайлович


 
Новости
20.02.2021
В издательстве «Социум» Московского гуманитарного университета вышло в свет четырехтомное издание «Русский интеллектуальный клуб: стенограммы заседаний и другие материалы», подготовленное под научной редакцией ректора МосГУ доктора философских наук, профессора И. М. Ильинского.
10.07.2020
В издательстве МосГУ вышел 10-й юбилейный сборник стенограмм заседаний Русского интеллектуального клуба. Научным редактором сборника выступил президент клуба, ректор Московского гуманитарного университета доктор философских наук, профессор И. М. Ильинский. Ответственным редактором стал доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Вал. А. Луков.
25.10.2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «Поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
20.10.2017
17 октября 2017 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством члена Президиума Союза писателей России, лауреата литературных премий Бориса Николаевича Тарасова. Подведены итоги конкурса, который в 2017 г. проводился в номинации «поэзия». 24 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета состоится торжественная церемония, на которой Председатель Попечительского совета Бунинской премии, член Союза писателей России, ректор университета профессор Игорь Михайлович Ильинский вместе с членами Жюри вручит заслуженные премии новым лауреатам.