Амбивалентный ибанец товарищ Зиновьев

Александр Самоваров 

Амбивалентный ибанец товарищ Зиновьев
Философия

Амбивалентный ибанец товарищ ЗиновьевПо каналу «Культура» прошел фильм о философе Александре Зиновьеве. Очень своевременный фильм. Ибо это было напоминание об ужасах СССР, об ужасе жить в СССР, об ужасе быть советским. Поскольку страна близка к тому, чтобы опять стать в главном советской, то имеет смысл немного поговорить о Зиновьеве.

Зиновьев в свое время заявил о двойственности, амбивалентности советского человека, но никто, как он сам не является лучшей иллюстрацией этой амбивалентности.

Вот сидит перед нами человек с героическим прошлым (летчик-штурмовик во время войны), литератор с мировым именем, просто успешный во всех смыслах человек, но в тоже время выглядит он безумно жалким. Почему такая двойственность? Почему, когда он изрекает свои выводы и прогнозы, он так неуверен в себе?

Да потому что, утверждая нечто, он тут же внутри себя это же и опровергает.

В чем была драма СССР? Зиновьев, похоже, это так и не понял.

Двойственность была заложена в советского человека изначально. Ну нельзя за двадцать лет «вывести» нового человека. По-настоящему новое возникает в человеческом обществе постепенно. В результате эволюции.

А как формировался советский человек? Из русских крестьян, мещан, буржуазии, рабочих и дворян стали делать строителей коммунизма. Насильно делать.

А с помощью чего? С помощью страха. Я не буду подробно об этом говорить, подробно я написал об этом в своей книге «Останутся ли в России русские». Человек был поставлен в условия ужасного выбора. Или поверить в марксизм-ленинизм или жить всегда в страхе, что за тобой придут и тебя уничтожат.

Чтобы выжить — нужно было искренне во все это поверить. Поверишь, и сразу станет легче, сразу можно жить, но для этого, повторяю, искренне нужно поверить.

Ничего принципиально нового в этом не было. Именно страхом вбивала католическая церковь в Средние века любовь к Богу. Виселицы, костры, чудовищные пытки — и все это с одной целью, человек должен был полюбить Христа.

В итоге Европа стала местом для безумцев. Крестовые походы детей, женщин (они реально шли освобождать гроб Господний), массовые психозы. В итоге слова Шекспира, которые у него говорит Гамлет: « Весь мир тюрьма…».

Люди под страхом смерти искренне поверили в Бога, но в итоге, им было безумно страшно жить.

Людям было настолько страшно жить, что некоторые внушали себе, что они паралитики. И когда таких паралитиков собирал какой-то священник, обладавший гипнозом, то он говорил им, что они здоровы и случались массовые излечения, «чудеса».

То же самое было и в СССР, с помощью расстрелов и тотального насилия пытались заставить поверить человека в новые истины. Люди верили, искренне верили на уровне сознания, и не принимали это на уровне подсознания.

Советский человек был абсолютно двойственен, особенно это стало заметно, когда расстрелы прекратились, а насилие имело в основном психологический характер. Советский человек искренне любил свое государство, был патриотом, но в то же время тотально отрицал социализм. Все лучшее для него было за границей.

Я был патриотом, но как миллионы других любознательных мальчишек садился и слушал вражеские «голоса», я не сдавался им, я спорил с ними, но настоящая жизнь была где-то там, а не здесь. Я был патриотом СССР, но при этом знал, что «голоса» говорят правду.

По этим голосам я и услышал омерзительный роман Зиновьева «Зияющие высоты». Я считал тогда Солженицына врагом, но он был цельной личностью, он уважал русский народ, я с удовольствием слушал главы из его книг. А чтение книги Зиновьева я слушать не мог, он писал правду. Ибанск и ибанцы это и был СССР и советские люди, но слушать это было омерзительно.

И сейчас я понимаю почему. Солженицын был уже не советский человек, который критиковал СССР, а Зиновьев был абсолютно советский. Солженицын был — враг, а Зиновьев — предатель.

Кстати, сейчас настоящие советские люди очень любят слушать радио «Эхо Москвы». Они слушают, потом плюются, ссучат кулаками, проклинают «либералов». Они жить без этого мазохизма не могут, они существуют только тогда, когда могут кого-то и что-то отрицать.

На самом деле они безумно любят «Эхо Москвы», как когда-то любили «Голос Америки».

И что же мы увидели в фильме о Зиновьеве? Вот сидит этот старый человек, звучат его стихи о тосте товарища Сталина «за русский народ», стихи эти он написал в 1946 году, стихи гениально точные, стихи отрицающие Сталина, просто уничтожающие его. Зиновьев не отрекается от этих стихов. Но тут же говорит, что много раз ставил себя на место Сталина, и уверен в том, что Сталин поступал правильно.

Тут просто тошнота к горлу подступает. Ну ты выбери что-нибудь одно, или ты сталинист или ты антисталинист! Не мог он выбрать. Он и то и другое.

И в тоже время Зиновьев понимает, что человек должен иметь право говорит правду! Это потребность человека! Но правды-то у Зиновьева и у советского человека нет! Он не знает, где правда.

Все же врали, ходили на партийные и комсомольские собрания, сидели там с чопорными лицами, людей водили на коллективные читки «Малой земли» Брежнева, по этим книгам сдавали зачеты и прочее, их проходили в школах и институтах. И вся страна знала, что это писал не Брежнев. Люди сдавали зачеты, а потом рассказывали анекдоты про эти книги.

Зачем все это было? И как можно уважать себя в таких условиях и оставаться цельным, а не амбивалентным?

И ладно с простым народом, но с элитой-то было то же самое! Они сами во все это не верили! Они сами читали Солженицына, Зиновьева, Войновича, они сами слушали голоса, они сами ценили все западное! И, в конце концов, им самим это все надоело.

Но как выйти из этого круга лжи и амбивалентности?

Зиновьев утверждает, что спасти Систему можно было только отказавшись от марксизма! Это потрясает! Это то же самое, что для истиной веры в Христа, нужно было отречься от христианской веры!

Советский человек не может существовать, не будучи двойственным! Иначе это уже не советский человек!

И весь ужас нынешнего дня, что Система восстановилась не только на уровне взаимоотношений власти и народа, на уровне номенклатуры и т.д. Система начинает требовать лжи от людей. Ты можешь не верить в то и то-то, но ты выкажи лояльность, ты соври, и мы поймем, что ты свой, и тебе можно верить.

И ладно бы в СССР себе врали только ткачихи и шахтеры, у них-то все как раз было проще. А то ведь товарищ Сталин напился на своей даче, выше на свежий воздух, и стоявший рядом Хрущев услышал стон вождя: « Несчастный я человек, я никому не верю, я сам себе не верю».

Никита Сергеевич выдумать это не мог, он был человек с устойчивой психикой и стальными нервами, не фантазер, да и никто это выдумать не смог бы.

Сам Хрущев задувал про коммунизм, а к концу жизни стал антисоветчиком на пару с сыном, сын его живет в США. Племянница Брежнева попросила Леонида Ильича отпустить ее на Запад, тот сказал ей: «Так все отсюда уедут, один я останусь».

Суслов назвал Зиновьева главной сволочью, потому что тот отрицал марксизм, а у Андропова эта книга была настольной. Амбивалентный, двуликий Янос Андропов и помог выехать на Запад Зиновьеву. Он его очень ценил.

И что делает Зиновьев? Он работает против СССР! Затем он возвращается в развалившийся СССР и говорит, что Союз был прекрасной страной.

Я прошу только понять одну вещь, одно дело, когда человек просто прикидывается, что верит, а на самом деле не верит. Это плохо, но при этом человек может вполне сохранять свою цельность. Советские же люди ИСКРЕННЕ верили и ИСКРЕННЕ не верили в одно и то же! Это невероятное мучительное состояние!

Вокруг все было не так уж и плохо, но в душах был мрак и депрессия.

Сейчас многие про эти фокусы психологии забыли. И это славно, что есть просто красные и белые, либералы и консерваторы и т. д. Но ведь есть и другая тенденция, тенденция превратить все это в игру. Настоящие принципы, подлинные убеждения пугают, и начинается бесконечная игра. Нам не нужны коммунисты, нам нужны как бы коммунисты, нам не нужны демократы, нам нужны как бы демократы.

Вот этим «как бы» мы можем доверять, а искренние люди опасны, мы им доверять не можем.

Система восстанавливается и не нужно быть пророком, чтобы предсказать, как все это будет развиваться и чем закончится. И происходит этот повтор реальности не в силу надобности, а силу особенностей психики советских людей. Увы.

Увы, потому что на этом пути нас ждут не лучшие десять — пятнадцать лет, а потом окончательный уже уход советской Системы.

Только амбивалентные советские люди могли построить нынешнюю Систему. Здесь ведь не просто цинизм — мы живем как баре, правим холопами, а говорим о социальном государстве. Здесь мироощущение, что жить так — это нормально!

Уверенность, что там «внизу» понимают, что это нормально. И хуже того, уверенность в том, что и во всем мире так, что по-другому то и не бывает.

Кстати, в сознании Зиновьева гибель СССР была практически равнозначна гибели мира, отсюда его мрачные прогнозы о будущем мировой цивилизации, о том, что только СССР давал шанс миру и прочее. Как истинный советский человек он не мог жить без СССР.

Но с человечеством-то в целом все будет нормально, вопрос, — что будет с Родиной и с нами?

Источник: АПН

Александр Шумилин


 
Новости
25.10.2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «Поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
20.10.2017
17 октября 2017 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством члена Президиума Союза писателей России, лауреата литературных премий Бориса Николаевича Тарасова. Подведены итоги конкурса, который в 2017 г. проводился в номинации «поэзия». 24 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета состоится торжественная церемония, на которой Председатель Попечительского совета Бунинской премии, член Союза писателей России, ректор университета профессор Игорь Михайлович Ильинский вместе с членами Жюри вручит заслуженные премии новым лауреатам.
30.09.2017
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список».
04.08.2017
27 июля 2017 г. состоялось заседание Попечительского совета Бунинской премии, на котором был утвержден «длинный список» литературных произведений, поступивших на конкурс. В этом году Бунинская премия будет вручена за лучшие произведения в области поэзии и поэтического перевода. Попечительский совет поручил Оргкомитету конкурса обеспечить проведение первичной и вторичной экспертизы присланных работ.