В этом разделе представлены материалы экспертов, приглашенных на заседание Русского интеллектуального клуба, а также публикации в СМИ по теме: «РУССКИЙ ЯЗЫК: ПЕРСПЕКТИВЫ В ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ»
Воротников Юрий Леонидович
«…Язык человеческий — действительно величайшее благо. По этому поводу сказано немало мыслителями разных времен и народов. Сошлюсь лишь на одного из них, нашего великого соотечественника М. В. Ломоносова, который говорил: «Блаженство рода человеческого коль много от слова зависит, всяк довольно усмотреть может. Собраться рассеянным народам в общежитие, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля, и другие нужные, союзных сил требующие дела производить, как бы возможно было, если бы они способа не имели сообщать свои мысли друг другу?»...
С полным текстом публикации Юрия Леонидовича можно ознакомиться
здесь.
Арсентьев Д. З.
«…Современные дети гиперактивны, настойчивы, требовательны… по многим показателям они отличаются от детей прошлого века, но самое главное — наличие у них четкой смысловой сферы личности. Если современные дети не видят смысла в поступках, то отказываются совершать их, выражая протест вплоть до агрессии. Если в прошлом веке смысловая сфера приобреталась при определенных условиях, то сейчас мы наблюдаем, что ребенок порой с ней рождается и рано начинает проявлять смысловую направленность сознания»...
С полным текстом публикации Арсентьева Д. З. можно ознакомиться
здесь.
Бессонов Б. Н.
«…Русский язык - действительность наших чувств и мыслей, он - дом нашего бытия, дом бытия нашего духа. В сущности, язык любого народа – идейно-нравственная основа жизни, определяющая его психологию, взгляды на добро и зло, справедливость и несправедливость.
В языке отражены труд, разум, воля и нравственность народа. В языке - посредством языка - народ празднует свои победы, скорбит о своих бедах и поражениях.
Язык объединяет народ, формирует нацию, цементирует государство. Распад древнерусского (киевского) государства на удельные княжества не повлек за собой образования отдельных стран и народов, как в Западной Европе»...
С полным текстом публикации Бессонова Б. Н. можно ознакомиться
здесь.
Гетманова А. Д.
«…Знание основных законов правильного мышления (закона тождества, закона непротиворечия, закона исключенного третьего, закона достаточного основания) и следование им необходимо в любой интеллектуальной и физической деятельности. Эти законы и формы правильного мышления лежат в основе абстрактного мышления всех людей: живущих в различные исторические эпохи, людей различных возрастов, профессий, наций, рас, вероисповеданий и др. Поэтому они имеют общечеловеческий характер, и выполнение их должно стать обязательным»...
С полным текстом публикации Гетмановой А. Д. можно ознакомиться
здесь.
Константинова Н. Ю.
«…Учителя-словесники в первую очередь должны преодолеть очень трудный внутренний профессиональный барьер и перейти от работы с правилами грамматики , и тогда разница в написании слов не будет формальной, ее не нужно будет зазубривать, не понимая, в чем тут дело. Одной из основных задач учителя русского языка и литературы, с нашей точки зрения, становится разработка методов и приемов работы со словом - таких методов и приемов, которые помогли бы учащимся осознать природу слова. И здесь мы наблюдаем взаимосвязанный закон – воспитание ответственного отношения к слову ведет к воспитанию ответственного отношения к самому себе, а значит и к другим людям»...
С полным текстом публикации Константиновой Н. Ю. можно ознакомиться
здесь.
Никитин В. А.
«…В любом обществе и в любые времена язык должен выполнять функцию номинирования реальности. С этой точки зрения закономерным выглядит также процесс «прорыва» в русскую речь криминально-тюремной лексики. В условиях, когда повседневная жизнь в обществе мало чем отличается от нравов и порядков в исправительных учреждениях, воровской жаргон, язык заключенных, социальных изгоев не только не получил отпора, но, напротив, быстро распространился в российском обществе. Слова «пахан», «фуфло», «бабло», «базар», «мочить», «шакалить», «прикид», «клево», «круто», нецензурные выражения и т.п. стали использоваться в речах и статьях даже некоторых крупных деятелей культуры как знак некоторой демократизации и «слияния» с «простым» народом в условиях всеобщей криминализации общества. Употребление этих слов обедняет язык общества и затрудняет интелектуальное развитие тех, кто ими пользуется»...
С полным текстом публикации Никитина В. А. можно ознакомиться
здесь.
Рачин Е. И.
«…Русский язык лежит в основе русской духовности. Её отличительными чертами являются стремление к широте и простору в чувствах и мыслях, понимание силы и мощи как добра, отношение к природе, земле как материнскому началу, отождествление грусти и печали с чистотой, искренностью души. Русский крестьянин на протяжении веков мог осознавать себя не бесправным холопом, не животным существом, которого угнетают власть имущие, только в двух случаях: когда он производил потомство, рожал детей во имя Божьего блага, и когда он выражал свою духовность в сказках, былинах и народных песнях. Поэтому рождение человека и рождение слова было делом богоугодным и в то же время должным. В обоих этих деяниях человек выражал свою обязанность – быть духовным существом, исполнять волю Бога. Это было творчеством жизни и творчеством духа человека»...
С полным текстом публикации Рачина Е. И. можно ознакомиться
здесь.