Публикации

01.03.2010
Василий СЕМЕНОВ, «Красная звезда».
Профессор Игорь Ильинcкий принадлежит к когорте подвижников в области высшего образования РФ. Видный российский ученый, ректор Московского гуманитарного университета в своих произведениях отражает сложный, противоречивый колорит нашего времени, духовное состояние общества, судьбы отечественной науки и культуры. Недавно он издал ряд удивительных по глубине анализа и мировоззренческому диапазону книг. С доктором философских наук, академиком РАЕН, Российской академии гуманитарных наук Игорем ИЛЬИНСКИМ беседует наш корреспондент.
 
Ильинский Игорь Михайлович
26.02.2010

Ведущий круглого стола — Нарочницкая Наталия Алексеевна, доктор исторических наук, депутат Государственной Думы России, заместитель председателя Комитета по международным делам ГД, президент Фонда исторической перспективы.

 Участники обсуждения:

Болдырев Юрий Юрьевич - политик, публицист, бывший заместитель председателя Счетной палаты.

Гаман-Голутвина Оксана Викторовна - доктор политических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ и Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД РФ.

Жарихин Владимир Леонидович - политолог, заместитель директора Института стран СНГ, член Совета по национальной стратегии.

Комков Сергей Константинович - доктор философских наук, профессор, президент Всероссийского фонда «Образование».

Фурсов Андрей Ильич
19.02.2010

В России уже существует и набирает силу новый правящий класс, который ныне вряд ли можно определить только одним словом «капиталистический», то есть класс богатых и сверхбогатых людей. Столь однозначное понимание устарело. Ныне правящий класс — явление гораздо более сложное. Да, конечно, как и прежде, в капиталистическом обществе (как его ни назови: постиндустриальное, информационное и т. д.) доминирует элита богатства, но в условиях демократии возросло значение элиты политической и общественной власти, элиты СМИ, элиты знаний. Власть денег как таковых стала гораздо более ограниченной. В современном обществе бал правит не только «золотой телец». Власть рассредоточилась и по другим социальным слоям, которые уже никак не могут обойтись друг без друга в управлении обществом, если они озабочены, чтобы это управление осуществлялось лучшим образом, рассчитывают на устойчивое развитие и сохранение своей власти. При таком подходе (а он отвечает и интересам самого общества) возникает проблема наследования богатств и власти от поколения к поколению этих правящих элит и, следовательно, проблема воспитания и обучения наследников внутри каждой из этих элит. Одним словом, воспроизводство правящего класса через систему элитарного образования — среднего и высшего.

Ильинский Игорь Михайлович
19.02.2010

В научных и университетских кругах Москвы живо обсуждается беспрецедентное событие, происшедшее в РГГУ в самом конце 2006 г.: новое руководство университета ликвидировало целиком коллектив Института русской истории РГГУ — разом были уволены 12 человек, среди которых крупные и известные у нас в стране и за рубежом учёные. По сути, разгромлено целое направление в изучении русской истории в нашей стране. Такого у нас не было, пожалуй, с 1930 х годов. И происходит это в вузе, который считается весьма либеральным. Об Институте русской истории, о том, что с ним произошло, мы беседуем с директором (1997 2006 гг.) ИРИ Андреем Ильичом Фурсовым.

Фурсов Андрей Ильич
19.02.2010

Китайцы говорят: не дай бог жить в эпоху перемен. Русские (устами Тютчева) отвечают: "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые". Впрочем, китайцев этим не убедишь – для них Россия это страна постоянных и неожиданных изменений и потрясений. По-китайски Россия "э го" – "государство затягивания и мгновенных перемен"[2], а относится оно к разряду народов, обращенных в себя (к этому же разряду относятся мусульмане – "цзу").
Фурсов Андрей Ильич
19.02.2010

Не возьмусь привести точную цитату из «Войны и мира», но сводилась толстовская мысль к следующему: если плохие люди объединяются и потому представляют серьезную силу хорошим, чтобы противостоять плохим, надо сделать то же самое. Просто и трудновыполнимо, как все гениальное.

Созданный Национальный союз негосударственных вузов тоже призывает коллег: «Надо объединить усилия». Слово «надо» воспринимается нормально, кем – по старой памяти, кем – по новой привычке. Со словом «объединить» у жителей современной России уже возникают проблемы – одни в принципе не хотят ни с кем объединяться, другие объединиться не прочь, но, что называется, за чужой счет, третьи, если и проявляют интерес к дружбе, так исключительно против кого-то... Слово «усилия» для многих вообще из марсианской жизни: благо бы еще разовый денежный взнос, точечная акция, одномоментное геройство – а тут работа, ежедневная, кропотливая, тяжелая, явно растянутая на годы и не сулящая быстрых результатов.

Ильинский Игорь Михайлович
19.02.2010

Война сопутствует роду людскому с тех пор, как первый пещерный человек впервые решил уничтожить своего соперника. Можно сказать, что история человечества — это история бесконечных войн. За почти сорок столетий человеческой истории уничтожены десятки тысяч племен, королевств и империй, погибли сотни миллионов человек. Многократно в отношении многих народов осуществлялся геноцид. Первые события такого рода описаны еще в Библии. В ней рассказывается, как еврейские племена под предводительством Иисуса Навина захватили Святую землю и провели освященный Богом геноцид, перебив всех мужчин, женщин и детей в захваченных городах. В 1853–1864 годах в китайском городе Нанкине почти десять лет продолжалась резня, в результате которой население этой провинции сократилось на 70%.

Ильинский Игорь Михайлович
19.02.2010

Будущее капитализма в человеческом измерении

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек!», - воскликнул поэт Андрей Вознесенский еще в 60-е годы.

Человек сегодня не просто рушится, а рушится обвально. Значит прогресс реакционен. Деградация человека есть плата за прогресс. Точнее, за тот тип развития, то понимание прогресса, которое человечество исповедовало тысячелетия и особенно последние несколько столетий. Дух и материя противопоставлялись. Материальное возвышалось, считалось и до сих пор «в миру» считается первичным. Идеальное, духовное подавлялось. «Материя первична, сознание вторично», - утверждал коммунизм. То же самое, но в еще более грубой форме утверждал и утверждает капитализм, главным стимулом и движителем которого является прибыль. В сути своей коммунизм был одним из вариантов капитализма. При всех фундаментальных различиях в исходных позициях, идеологических установках и политических спекуляциях в своем реальном отношении к человеку капитализм и коммунизм абсолютно схожи. Человек для них (не на словах, а на деле) - прежде всего средство, а не цель, всего лишь инструмент в достижении материальных, экономических результатов. Да, капитализм и коммунизм кое-что (много-мало, больше-меньше, не об этом сейчас речь) сделали для человека. Но в том и другом случаях это были вынужденные уступки и шаги. В «сухом остатке» всегда виделись материальные выгоды.

Парадокс истории

Ильинский Игорь Михайлович
17.02.2010

Национальный Союз негосударственных вузов (НСНВ), созданный в октябре 2003 года, провел первую пресс-конференцию учредителей этого Союза. Темой для серьезного и важного разговора стало: «Будущее негосударственных вузов России: проблемы развития». В нем приняли участие: Игорь ИЛЬИНСКИЙ - президент НСНВ, ректор Московского гуманитарного университета (бывшей гуманитарно-социальной академии, а в прошлом - Высшей комсомольской школы), доктор философских наук, профессор; Михаил КАРПЕНКО - первый вице-президент НСНВ, ректор Современной Гуманитарной академии, доктор технических наук, профессор; Сергей ПЛАКСИЙ - ректор Национального института бизнеса, доктор философских наук, профессор; Владимир БУЯНОВ - ректор Московской академии экономики и права, кандидат экономических наук, профессор; Олег СМОЛИН - депутат Госдумы РФ, 1-ый зам. председателя Комитета по образованию и науке, доктор философских наук, профессор; Евгений БУСЛОВ - один из разработчиков Закона РФ «Об образовании», зам. руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, и другие.

Ильинский Игорь Михайлович
17.02.2010

 

Вызовы XXI века
Главным в названии конференции «Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков» является емкое слово - «вызов». Вызов - это нечто, что может послужить причиной, способствующей возникновению и усилению каких-то явлений и событий. В данном случае речь идет о таких явлениях, как экстремизм, ксенофобия, насилие. Это и есть предмет нашей дискуссии. Задачей конференции является попытка назвать вызовы XXI века и ответить на вопрос о том, каковы основные источники, носители этих явлений - экстремизма, ксенофобии и насилия.
Ильинский Игорь Михайлович
17.02.2010

1. Есть ли в России государственная молодежная политика Ответить на этот вопрос правильно не так просто, как может показаться. Ответ может (и, на мой взгляд, должен) быть Утвердительным, если рассматривать государственную молодежную политику как одно из направлений государственной деятельности, как своего рода отрасль. В самом деле, есть Всероссийская программа «Молодежь России», система органов, с помощью которых эта программа реализуется, выделяются определенные бюджетные средства, переподготавливаются кадры и т.д. Если вы прочитаете раздел III Доклада Госкомитета РФ по делам молодежи Правительству РФ за 1998 год (он у вас на руках), в котором как раз рассказывается о государственной молодежной политике, то узнаете много интересного и придете к выводу, что органами по делам молодежи проделана немалая работа. Однако, как хорошо известно, нельзя оценивать работу количеством затраченной энергии, составленных программ, проведенных мероприятий, созданных бирж занятости, центров реабилитации и т.п. Давайте посмотрим на результаты работы. Что происходит с самой молодежью? Как она развивается? Каково ее здоровье, благополучие, самочувствие? Отвечая на эти и подобные вопросы, мы вынуждены делать очень печальные, страшные выводы. У вас на руках еще одна книга— «Молодежь России: тенденции и перспективы», изданная в 1993 году. Это — полный текст проекта доклада Правительству РФ, который был подготовлен Научно-исследовательским центром при Институте молодежи под моим научным руководством и при моем авторском участии.

Ильинский Игорь Михайлович
17.02.2010

Качество подготовки специалистов в вузах — вечная проблема. Сегодня она связана с резким обострением конкуренции на рынке образовательных услуг — как в системе государственного образования, так и внутри негосударственного сектора. Обострилась, прежде всего, конкуренция недобросовестная. Многие вузы работают на демпинговых ценах, совершенно не позволяющих вести качественное образование.

Я мог бы назвать вузы, в которых зачисление осуществляется по результатам групповых собеседований, до минимума сведено количество аудиторных часов, занятия проводятся всего по два раза в неделю, в которых главное — самостоятельная работа, дистанционные методы обучения, лекции по телевидению и т.п. Причем демпинговая политика подается как «антикризисная» программа для абитуриентов, как «образование XXI в.», т.е. как благо. Но на самом деле это обман.

Ильинский Игорь Михайлович
17.02.2010

Перспективы развития современного образования следует рассматривать в контексте многоуровневой международной интеграции, которая наблюдается с конца XX века. Отныне никакая, даже «развитая», страна или группа таких стран не способны развиваться в закрытом состоянии. С этого времени стратегия «опоры исключительно на собственные силы» с неизбежностью ведет к стагнации.

Обществу будущего специалисты дают разные определения: постбуржуазное, посткапиталистическое, постпредпринимательское, пострыночное, постиндустриальное, постцивилизационное, постисторическое, информационное и др. Мне лично более понятна (в контексте либеральной тенденции) доктрина, подчеркивающая особую роль знаний и обозначающая нынешний социум как «the knowledgeable», «society knowledge society », в связи с чем современную экономику определяют как «знаниевую экономику», «экономику знаний».

Ильинский Игорь Михайлович
17.02.2010
Перспективы развития современного образования следует рассматривать в контексте многоуровневой международной интеграции, которая наблюдается с конца XX века. Отныне никакая, даже развитая, страна или группа таких стран не способны развиваться в закрытом состоянии. С этого времени стратегия опоры исключительно на собственные силыс неизбежностью ведет к стагнацииных объединений (а они объединяют сотни тысяч молодых людей) в известной мере деструктивны в своей деятельности; что каждый шестой из опрошенных не верит в то, что имеет возможность влиять на решение государственных дел; что более половины опрошенных занимают абстрактно-пацифистскую позицию в оценке войны как общественного явления; что налицо рост индифферентного отношения к религии, а среди высокообразованной молодежи - рост верующих; что у молодежи во многом утрачен интерес к серьезной социально-философской, экономической, технической литературе (среди 15-ти видов эта литература у всех категорий, в т.ч. у ИТР, не поднимается выше 12-го места).
Ильинский Игорь Михайлович
11.02.2010

Оговоримся, что слово «контрреволюция» не несет в себе ни отрицательного, ни положительного смысла. Если события, происходившие в нашей стране с 1985 по 2000 год, можно назвать революцией (коренной ломкой), то контрреволюция — это действия власти, совершенные ею в течение последних семи лет и внесшие существенные изменения в политическую ситуацию и расстановку политических сил в стране. Цель этих действий — стабилизация упомянутой ситуации и, прежде всего, ситуации на верхних этажах власти, с которых осуществляется управление обитателями этажей нижних. Достижение этой цели стало итогом важных социально-политических изменений: во-первых, — завершения (в основном) формирования новых «элит», экономически и политически заинтересованных в замедлении или полной остановке процесса реформ в целях закрепления результатов коренной ломки советской коммунистической системы (чтобы иметь возможность спокойно присваивать ее плоды), во-вторых, — реставрации элементов старой, как ее называли — административно-командной, системы. О том, какая часть общества с наибольшим успехом сумела воспользоваться всеми этими подвижками, хорошо известно (Nomina sunt odiosa). Что касается остальной части общества, то результаты произошедших изменений для некоторых его слоев оказались вполне приемлемыми, для других — терпимыми, для третьих — трудно выносимыми.

Гопко Владимир Васильевич
09.02.2010

В этой статье разговор пойдет о методах работы конкретной политической партии, о деятельности антинародной и антиобщественной организации, имя которой — «Единая Россия». То, какой линии она придерживается, говорит само за себя. Их даже партией-то трудно назвать. Партия — это некая консолидация людей, объединенных одной идеологией и выражающих права какой-то конкретной категории населения. Какая же идеология у «Единой России»? Ее нет. Единственное, что можно назвать их идеологией, — это стремление быть у власти, находиться рядом с кормушкой. И чьи права она выражает? Только свои. То есть она замкнута на себя. Поэтому наиболее приемлемый для нее эпитет — не партия, а корпорация. Само название «единая», возможно, специально придумано для создания иллюзорной видимости наличия идеологии, объединяющей всех под свое крыло, некоего объединения. Благодаря звучанию такого названия у обывателя создается мнение о наличии строгой идеологии, квазирепрезентация ее присутствия.

Ильин Алексей Николаевич
16.12.2009

К созданию электронного информационного портала «Русский интеллектуальный клуб» Институт фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета (ИФПИ МосГУ) приступил в 2008 г. Финансовую поддержку проекта предоставил Российский гуманитарный научный фонд (грант РГНФ №08-03-12118в). Основной задачей проекта является публикация в Интернете в открытом доступе материалов научных заседаний клуба и возникших во время заседаний дискуссий. Руководителем проекта выступил видный ученый и общественный деятель, ректор Московского гуманитарного университета, Президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, Президент Национального союза негосударственных вузов, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, Российской академии словесности, Председатель Русского интеллектуального клуба (РИК) Игорь Михайлович Ильинский.

Луков Вал. А., Канарш Г. Ю., Захаров Н. В.
08.12.2009

Уже в 70-е годы прошлого века стало ясно, что эпоха «модерна», основанием которой был большой проект Просвещения, подходит к концу — импульс индустриализма исчерпал свой ресурс. Это побудило западных философов, культурологов и социологов к интенсивным футурологическим изысканиям, в результате которых был сделан вывод о завершении цикла индустриальной цивилизации. Почти во всех терминах, обозначавших главную суть будущего общества, присутствовала приставка пост-. Общество начала XXI века называли постбуржуазным, постэкономическим, постмодернистским, постисторическим, и даже постпротестантским. «Общая приставка этих терминов отдает каким-то осенним чувством увядания, свойственным нашему веку, — ощущением конца. <…> футурологи не смогли дать сколько-нибудь убедительной картины будущего», пишет У. Дайзард.

Батчиков Сергей Анатольевич
05.12.2009

В 1980-е годы «горбачёвщина» превратила структурный кризис советского общества в системный. Его источником и одновременно составной частью была смена модели интеграции России/СССР в мировую систему.

Фурсов Андрей Ильич
30.11.2009

Человечество, а, главное, мировая финансовая и экономическая система так устроены, что в условиях, когда между странами, определяющими ход мировой истории, возникают непреодолимые противоречия, их разрешить могут только войны.

Овчинский Владимир Семенович
Страницы:
 
Новости
20.02.2021
В издательстве «Социум» Московского гуманитарного университета вышло в свет четырехтомное издание «Русский интеллектуальный клуб: стенограммы заседаний и другие материалы», подготовленное под научной редакцией ректора МосГУ доктора философских наук, профессора И. М. Ильинского.
10.07.2020
В издательстве МосГУ вышел 10-й юбилейный сборник стенограмм заседаний Русского интеллектуального клуба. Научным редактором сборника выступил президент клуба, ректор Московского гуманитарного университета доктор философских наук, профессор И. М. Ильинский. Ответственным редактором стал доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Вал. А. Луков.
25.10.2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «Поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
20.10.2017
17 октября 2017 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством члена Президиума Союза писателей России, лауреата литературных премий Бориса Николаевича Тарасова. Подведены итоги конкурса, который в 2017 г. проводился в номинации «поэзия». 24 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета состоится торжественная церемония, на которой Председатель Попечительского совета Бунинской премии, член Союза писателей России, ректор университета профессор Игорь Михайлович Ильинский вместе с членами Жюри вручит заслуженные премии новым лауреатам.